Г ГРОС. РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС В ГАЗОВОЙ МАСКЕ. ОФОРТ. 1927
год
М. ШАГАЛ. РАСПЯТИЕ С ЧАСАМИ. 1937 ГОД
Сознание европейцев было глубоко травмировано ужасами Первой мировой
войны. Изречение Ницше о том, что
Бог умер,
стучит барабанной
дробью в умах. Немецкого художника-экспрессиониста Гроса в числе многих
призвали на фронт. «Война была для меня ужасом и уничтожением.
.. —
писал он в своих мемуарах. — Война не может быть воодушевленной. Она —
дерьмо, вши, тупоумие, болезни и калеченье».
В конце войны Грос был
направлен в часть, занимавшуюся транспортировкой раненых, но не
выдержал — в глубоком обмороке его доставили в лазарет. Грос выжил в
газовой атаке, но его до конца жизни преследовали образы умирающих
солдат, он «чувствовал свою вину за то, что остался жив».
Первая мировая оказалась лишь прелюдией к еще более страшной бойне.
Гонения на евреев в фашистской Германии побудили эмигрировавшего из
России Марка Шагала написать серию «Распятий». Этот сюжет, уже более
не принадлежащий только христианской религии, становится символом
всех мировых мук. Предчувствие неизбежной войны связывалось у худож-
ника с апокалиптическими видениями, когда
«ВрвМбНИ бОЛЬШб
не будет».
ОН ПИШЕТ РАСПЯТИЕ-ЧАСЫ, ЗА-
МЕНИВ ГОЛОВУ ХРИСТА ЦИФЕРБЛАТОМ, А
МАЯТНИК— РЫБОЙ.
ХРИСТОС ГРОСА — РАСПЯТЫЙ СОЛДАТ
В ПРОТИВОГАЗОВОЙ МАСКЕ, СИМВОЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ВИНЫ И ЖЕСТОКОСТИ.
121-я СТРАНИЦА
Ж УРНАЛА 01
предыдущая страница 106 ОМ 2004 02 читать онлайн следующая страница 108 ОМ 2004 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст