хроники
несостоявшегося
будущего
Текст:
Денис Данилов
Антиавторитарный кинокомикс «В - значит вендетта», рисующий ужасы параллельного
будущего, мучительно долго добирался до экранов. Его неспешное путешествие
позволило нам заняться пересмотром своих видеоархивов с тем, чтобы проследить
за рождением и эволюцией антиутопий в кино.
П
е ре ым до Кумз нтал ьно зге е и детел ь-
ствованным употреблением терми-
на «антиутопия» стал парламен-
тский спич британского философа,
и экономиста. Джона Стюарта Мил-
ла, произнесенный им е
году. Уже
тогда этот термин был применен в Яче-
стве антитезы идеале нему социуму, но
лишь в XX вег£ упэдничесг&я модель
будущего стала, частью масс-культуры.
Первой кинематографической моделью
антиутопии стал наивный и мелодрама-
тичный «МНТРОПОЛС» Фрица. Ланга,
снятый им по одноименному роману
собственной жены Tea фон Харбоу.
Будущее здесь представлялось в виде
мощного с верх города, ссе ре ме н ного
Вавилона. Его элита., именовавшая себя
Мыслителями, предавалась праздному
«метрополией
времяпрепровождению в райских садах,
в то время г&к рабочий Класс влачил
Жалкое существование на самом дне
(даже под землей!) среди монструозных
механизмов и мрачны* квартирок
Идеалистически настроенный сын созда-
теля Метропегиса случайно значил ся
с Марией, лидером тайного общества ни-
зов, и, потеряв голову от любви, решал
отправиться в народ Еслздза гей. Разу-
меется, папаш г®, не приходил в восторг
от действий сына и похищал Марию, под-
ме н и в ее игсбрете н ие м безумного уче но
го Рот ван га. - роботом по имени Футура.
Механизм с внешностью девушки под-
стрели недовольных К революции, поз-
воляя тем самым создателю Метрополи-
ей применить силовые методы, и город
захлебывался анархией и насилием.
Появись подобный опус сегодня, он
не медлен но был бы записан в трэш.
Но для 1927 года, Когда весь кинемато-
графический сай-фай исчислялся мель-
є с о е с к и м и
«Путешествием на Луну»,
<2Й тысяча™ лье под водой»
и
«Локо-
ІХИИ1 йЖфнОГО ПОЛОСа», «Метропо-
лис» стал несомненным прорывом, зало-
жив основные г&ноны развитая Жанра.
.
Именно ему обязан изящным визуаль-
ным стилем «Бегущий по лезвию»,
и именно благодаря ленте Данга, тема
разрушения мира высокими технология-
ми стала одной из самых популярных
моделей антиутопии.
Вторым ключевым явлением жанра
стал «Триумф ВОЛІ» Дени Рифенш-
таль, антиутопией по сути и не являясь.
Документальное свидетельство рожде-
ния Третьего рейха с никалось в нази-
дание потом гам, чтобы много лет спус-
тя те могли собственными глазами уви-
деть закладку фундамента, фашистско-
го тотал итаризма. Подкре пле н н ы й ужа-
сом войны, «Триумф еоли» превратил-
ся в энциклопедический матеріал, дав-
ший богатую пищу для размышлений,
отраженных водном из антиутопичес-
ких направлений —
ахронии (альтерна-
тивной истории).
38
предыдущая страница 37 ОМ 2006 04 читать онлайн следующая страница 39 ОМ 2006 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст