і
'-его додумалось правительство XXI ва-
го., - это реэлити-шоу го. выживание,
где в Качестве расходного материала
использовались преступники и гссудар-
ственнье изменники. Конечно же, глав-
ной ошибкой развращенного мира было
несправедливеє сбвинение Арнсльда
Шварценеггера. Его коронная формула
к ГII Ье ЬасК» еще ни разу не давала
осечек.
«КОД 46>
Майкл Уинтерботгом в «К0ДЄ46» псмес-
тил свой тоталитарный режим в совсем
недалекеє будущее. Тем не менее, насе-
ление планеты внееь отзывалось раз-
деленным надвое: половина наслажда-
лась чудесами цивилизации в благоуст-
роенных городах, ос тал ьньв влачили
существование в окрестных пустынях.
На было наказания страшнее, чемссыл-
ГО
. в пустоши, - входы в города строго
охранялись и изгнаннье фактически
были обречены на вымирание.
Временами авторитаризм принимал и
в о е с є
причудливые формы. Легендарная
«ЙжС-міССий», известная каждому со-
ветскому человеку как
«Новые <*.Ш0н-
Ю
1
»,
волей судьбы забрасывала двух
обалдуев практически в райское местеч-
к о - мир, в котором Третья мировая вой-
на уничтожила все мужское население
планеты. И пока, верхов гоя Жрица при-
н и мала решение относительно натура-
лизации (операции по перемене пола)
главных героев, мужички отчаянно ста-
рались выиграть время, при атом не гну-
шаясь любовными похождениями.
Страшю подумать, во что превратился
бы фильм, попади его сценарий в руки
Тинто Брасса!
М. Найт Шьямэлан в «ТЛ*ЮТ№в«0м
Л
1
ЖС» поступил еще ори ги голь нее.
Вместо футуриста ческих ландшафтов
он воссоздал модель тоталитаризма
в антураже XIX вею, где жесткому табу
было подвергнуто все, что так или иначе
могло дать гомек ничего не подозрева-
ющей молодежи го. реальное положение
вещей. В качестве устрашайия и воз-
можного наказания старейшины дерев-
ни использовали дьявольских монстров,
обитающих в окрестных лесах. Впрочем,
зта. ле нта стала еди нстве н ны м искп юго-
нием из правил - прочие кинематогра-
фисты предпочитали традиционнее
прочтение Жанра.
.
Самым расхожим клише антиутопий
стало разделение героев на бунтарей
и подчиняющихся Системе. В
«Завод-
ном агельсш>>
Стенли КубриГО. людс-
кая масса вроде бы и одерживала побе-
ду над Алейтом де Ларжем, но наделе
победа оказывалась пирровой. Искоре-
нив зло в главном смутъяго города, жи-
тели словно впитывали освободившую-
ся энерги ю в себя, сливаясь с часта чка-
ми анархистского прошлого де Ларжа и
становясь не намного лучше своего вго-
рашнего мучителя. Сэму Лоури из «Бра-
зил и а в этом отношении везло боль-
ше. Скучный клерк из Министерства, ин-
формации не толью невольно становил-
ся борцом с процветающей бюрократи-
ей, но и обретал любовь, находя среди
УТОПИЯ
- модель общества, достигшего совершенства в социальном, полити-
ческом и моральном аспектах. Термин был изобретен сэром Томасом Мором в ка-
честве названия фантастического острова, о Котором рассказывалось в одно-
имз иной книге 1516 годэ.
. Особую популярность утоп и гос Гоя модель приобрела
в эпоху Ренессанса., Когда на свет появилось сразу несколько ключевых произве-
дений: «Город солнца» Томмазо Кампзнеллы,
« Н оеэя
Атлантида» Фрэнсиса Бэко-
го и «Океания» Джеймса Харрингтона. Даже Герберт Уэллс в 1905-м отдал дань
идеализму, написав «Новую Утопию».
тех, на його привык закрывать глаза,
любовь всей своей жизни.
Иногда поиск новых решений давал лю-
бопытньв результаты. Насколько лет
разрзбэ.тывавшэяся Стэнли Кубриком
экранизация диКовсйого «ОСОбОГО мне-
н и й предлагала зрителю вьешую мо-
дель тоталитаризма. Слежка за. гож дым
индивидом доста т а таких высот, что
преступления предотвращались спец-
подразделением пелици и еще до того,
ГОК они будугсоЕершены. Но однажды
под удар попадал сам шефспецотряда,
эффектно и с размахом доказывавший,
что в каждом совершэиной система най-
дется свой изъян.
Запаса» разворачивала историю о со-
циума, поделенном на идеальньСх и не
Самым РЯСХОтИМ
НПИШЕ антнутопнн
стало РАЗДЕЛЕНИЕ
ГЕРОЕВ на бунтарей
н подчнняпщнхея
Системе
идеальных граждан, на
ф оне ярких и сверкающ их
декораций. Но радужная
визуализация не пошла
картине на пользу, разру-
шив атмосф еру и вписав
«Гаттаку» в число сокру-
шительных провалов.
П оэтом / все следующ ие
экзерсисы в ГО.гостЕе ф о-
на неизменно использова-
ли сумеречный антураж,
подчеркиваю щ ий безрадо-
стный градус происходя-
щего. Наконец, определен-
ным прорывом стал «ЗкВи-
ЛибриуМ» - парафраз
романа Рэя Брэбери «451ф
по Фаренгей-
ту», где ценой за. безбедное существо-
вание был отгоз от эмоций. Режиссер
ф ил ьм а Курт Виммер использоеэл мат-
ричную стилистику, перемежая ее поста-
новочной боеЕой хореографией, и соз-
дал едва ли не шедевр.
В
том, что антиутопия не умрет, сомне-
ваться не приходится. Сама жизнь
подпитывает жанр, все чаще напо-
миная извращенный мир каких-нибудь
« Стра н н ых д ней ». Дом и н и рован ие теле-
визионных шоу становится реаль-
ностью, Хаос и обострившаяся терро-
ристическая угроза способны в одно-
гос ве превратить Землю в естестЕен-
ньв декорации «Безумного Майза», да.
и человечеству по-прежнему нравится
вглядываться в будущее. И с годами
пророческие видения отнюдь не стано-
вятся оптимистичнее. ОМ
43
предыдущая страница 42 ОМ 2006 04 читать онлайн следующая страница 44 ОМ 2006 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст