колонка
постоянно для турнала ом / Валерия Новодворская
война утопистов
и утопленников
Джонатан Свифт создал идеальную формулу для описания
никчемных и ничтожных ссор: «война тупоконечников и
остроконечников». То есть тех, кто считает необходимым разбивать
яйцо с тупого конца, и тех, кто считает наоборот - с острого. А на
самом деле - это не принципиально.
Ф
ормулировка смень подходит к войне,
вторая долгие годы идет в фантастиЕй:
войне у топ тегов и антиутопистов. 14 так
уж тетортеески сложилось, что кинема-
тограф веская война, война блоЕбзсте-
ров и пасторалей, шла в основном по линии
Берлинской стены.
Нынешнее поюлен те, о « нь удивилось бы, уз-
нав про один сопрет. Совете Юму зрителе, обде-
ленному со всех сторон, сильно не везло. Среди
прочего он был лишен фильмов ужасов и антиу-
топ ИЙ. А он И, ПОЛОЖИМ, с ил ь но пе ресе ей ются.
Но сначала о метод ией, которой мы обязаны
опять-тзй! коммунистам.
Утоп и и - з то сладострастн ьв меч-
ты о лучезарном кзмиунтетичес-
Юм завтра, те или иные изобра-
жения рая на Земле, склонившей-
ся перед истинами марйсте-
те-Ю м му н те те . Учебное посо-
бте. 14 блага льются полным пото-
ком, Хоть захлебнтеь, так что уто-
пия здесь превращается в Потоп,
и в людях все прекрасно: и душа,
и одежде, и да:ю тело. А если
ужасы - то в соседней Галактике, где прожива-
ют неохваченные коммун темой чудов тде. Наз-
вать блокбастером зго сладюе блюдо престо не
поднимается принтер.
Ясомневаюсь,чтсбы Кто-нибудь те читателей
ОМа мог посмотреть «Туманность Андротеды*,
фильм начала 70-Х (или даже поздних 60-Х).
Фильм был нестерпимо Красив. Нарядная пла-
нета Земля, где все любят друг друга, где люди
умны, благородны и прекрасны (дежеуродов
при коммунизме не будет). Космический ко-
рабль с бассейном, где занимаются плаванием
Крас ив ьв Юс мои ав тки в прелестных Купальных
Юс томах. Вот толью чудовища на планете
Мрака, куда вынужденно садится «Тантра*, вы-
биваются те общего ряде. Ну да они же не чита-
ли Маркса и вовремя не построили коммунизм.
Сэ мое за ня тное в з том бое в ике то, ч то Юм му-
н те м - понятие межплане тное, что в Галактике
су шествует целее Юльцо таких вот прелестных
планет, а на одной - де)Ю аметистового цвета
хоре, бирюзовые листья на деревьях, голубое
Оолнце, а люди еще прекраснее, толью с кожей
темно-красного цвета. Главное - общенародная
собственность, а остальное есе приложится.
Со ее тс ейя у топ тееская фа н тас тика 60-Х - ре н-
них Ю-Х не дебирала по части спецзффектов,
но за то упирал а на положительное. Напри тер,
26-лет ней давности фильм о полете на Марс
был украивн песен ю й «Жить и верить-это за-
мечательно, перед нами небывалые пути, утве-
рждают юс иэн ав ты и меч та тел и, что на Марсе
будут яблони цвести*. На Марсе почему-то ока-
зались вмес то яблонь вулЕйны.
«Туманность Андромеды* была поставлена по
примерно половине роте на 14.
ремова. Мар-
стен ско-венерианский перелет был сварганен
каким-то доморощенным сценаристом. Но все
пределы глупости побивал фильм, Югорый и
сейчас иногда пойзмвают утром по телевизору.
Там умные ученые посылают К далекой планете
де те й 1
Z
л ет, Юторые долЖн ы с та ть взросл м ми
по дороге. 14 перед полетом они в автомобиле
«ЧаЙЕй* посещают Мавзолей Ленина! Чтсбы
подзарядиться, та К с Казать.
Еди нстве н н ы м п рил те н ы м ф ил ь мом сове тс Юй
эпохи был «Соля рте*. Но з то, во-первых, экра-
низация романа поляка С. Лемма, а во-вторых,
ставил фильм будущий те гой-ан тисове п и к, ве-
ликий Тарковский. Интересно, что первая экра-
низация «Трудно быть богом* братьев Стругац-
ких пришла К нам те Гервении в 1977. Следы
СССР в з том ва ртен те с Аркана ра б ыл и с те рты.
«Класснье*, «суперскте* фантасты братья
Стругацкие, К сожалей ию, сыграли с властью
в туже игру. О ни-то позиционировали себя как
а и тиу топ те ты, то ес ть но рве л ь н ьв п исател и,
желающие Хотя бы о ге сти искоренить Зло на
«злостной* советской территории и для этого
помещаю ш>в его лиЗо в буду ідеє, либо на дру-
гие планеты (ведь для красенностиантиутопии
она не долЖЛа быть таю йж е, как реальность).
Но чтсбы печататься при совете ю й цензуре,
Стругацкие пошли на ужасный компромисс. Они
создали у себя на Зевше коммунизм на добро-
вол ь ной ос нове, п ри за гн ивающе м в отдел ь н ьРХ
странах жал Юм ей питал теме ( «Хищные вещи
века*, «Страна багровых туч*, «СталЮр*).
14,
йкантиугоптеты ,уш ли в подполье, а внеш-
не стали казаться утопистами, перенеся есє
земньв (в основном советские) проблемы
в дальний Космос («Обитаемыйостров*, «По-
пытка К бегству*, «Трудно быть богові*).
А что же такое, себе твен но, а н тиу топ ил? Ал т иу-
топия - это такой фильм или роман, іде автора
терзают мировые п рсблемы - КосмтеесКие, по-
л ити ке й в , биологические, соц тельные. Вели-
й я б зл ь, ей К у того режтееера, югорый экрани-
зировал
«19&4*
Оруэлла: а вдруг и у нас, в
Оейэ-
нии, а не толью в СССР или Германии, будет ус-
тановлен тотапитартев<? Что делать тогда?
Великая петель и стыд, как у создателей много-
серийной «Планеты обезьян*:а не преступники
ли мы, ставящие на п ритетах опыты? А вен но
ли будет домин ировать человек?
Великий вопрос, как у создателей фильвгов
о воссозданных динозаврах («Парк Юрского пе-
риода*, «Карнесавр* etc.): а мож&т ли выстоять
против несовременная цивилизация?
Великая треюга:а не завоюют ли нас злобные
и более сильнье пришельцы? А не будет ли ми-
рового катаклтете, Которому мы не сумеем по-
вещать? А не будет ли ядерной войны?
Оозда теле й а н тиу топ ий вол нуе т судьба чел оее-
тества,они- разведчики, их фильмы предосте-
регают от беспечности, шалостей с экологией,
савюмнения и самодовольства. Они - не уто-
п теты, о н и - честн ье у топл ен н и КИ. Он и броса-
ют с вою страну и свою планету в воду, чтобы
проверить: выплывет ли? Он и Хотят научить
выплывать. Они пенальны даже в случав побе-
ды. Лучште их фрески украсят память челове-
чества, «День независимости*, «Ледниковый
период*, «Послезавтра*, «Армагеддон*, «Удар
те Косвюса*, «Столкновение с бездной*, «Чу-
жие*. 14 среди них одна наша лен та, «Птеьте
мертЕого человека* К. Лопушанского. Даже две.
Хотя его «Посетителя музея* - об экологтеес-
ю й катастрофе - почти никто не видел.
СДин те самых сильных приверов: блокбасте-
ры -« риалы «StartneK* («Звездный путь*),
«Звездные врата*, «Вавилон 5*. Просто приго-
ршня прсблевч, серьезных, земных, брошенная
то в глухой угол Галактики, на Межпланетную
и Межзвездную Станцию, то в ту же Галактику,
на планеты, [деестьзЕездные врата, то в безд-
ну пространств.
Won ытанте человека, возможности человека,
прочность земной демократии, опасности, гро-
зящее Разуму и Жизни, - вот что интересует
племя а н тиу топ те тов. Зти ант иу топ ии - плод
западной цивилизации. Картезианское «Познай
самого себя*, «Подвергай все сомнению*, «Ты
В1ыслишь, значит, ты существуешь* - вот фор-
те а н тиу топ ии. А соде ржа тел ь но - ей п ита н ы ан-
тиутопий культивируют МуЖвСТВО, благород
ство, самопожертвоЕание, свободу и человечес-
Юе дев то инство. Да благословит их Бог! ом
Соэдотепн антиутопий
бросают свою
ПЛАНЕТУ 0 НОДУ.
чтобы проверить:
ВСПЛЫВЕТ ПИ?
предыдущая страница 43 ОМ 2006 04 читать онлайн следующая страница 45 ОМ 2006 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст