бршЩ йщйй
пес
После того как киноакадемики вручили главный «Оскар» невразумительной канадской поделке
о лос-анджелесских нацменьшинствах, пришло время вспомнить про
. То, что сделал
Пол Хзггис в «Столкновении», главный черный режиссер Америки уже многие годы клепает
в ключе гораздо более яростном и высокохудожественном.
С
трашно подумать, какой плацдарм
избрал бы Спайк Ли для своих тща-
тельно выстроенных проводий,
не родись он ее гром. Этому сурово-
му коротыше® (в еем всего 166 см
росту) понятая ктерпцелость» и «толеран-
тность» всю Жизнь казались чем-то та-
ким, с чем нужно неп ре мен но бороться,
причем любыми методами.
Родился Шелтон Джее® он Лив Атланте,
и его мать, школьная учительница, да-
ла непоседливому и своенравному сы-
ну прозвище Спайк, которое легко при-
жилось.
С ранних лет Спайк Кур-
сировал между Атлантой,
где провел студенческие
годы, и Нью-Йорком, где
стал человеком. Он вы-
рос в Бруклине, поучить-
ся отправился в родной
город, где и получил об-
разование в колледже
массовой информации
«Моркаус» - закрытом
заведении для гернокз-
Жих юношей. Уже там он
осуществлял первьв зкс-
перименты с развалива-
ющейся на Ходу отцовс-
кой 16-милли метровой
е&еиерой, упражняясь на
Коротком метре.
Вернувшись в Нью-Йорк-Сити, Спайк
поступил в КП нош Колу кТиш» при Нью-
Йоркском университете, где в его препо-
числился, ни много ни мало,
Собственно, И
М3 н но
сзнсэем, юный нзгрила
вышел на. злые улицы недружелюбного
кБиг Эппла» и принялся прочзсывать
самое дно городского
сброда.
Есть у Спайка Ли еще
один объект для подра-
жаний: у нью-йоркского
параноик Вуди Аллена
он позаимствовал нз
только очкп и взгляд за-
У нью-норнсного
паранонна Вудн Нппена
и
С тех пор как
МОЙ первый фильм
был отмечен на
Каннском фести-
вале,« разуверил-
ся в значимости
каких бы то ни бы-
ло наград, вклю -
чая «Оскара»
55
не топьно очнн н взгляд
забитого интеллектуала,
но
битого интеллектуала, но еще и шсеи-
нистичзские настроения. Только если
у Алле на он и сбриссеаны в виде проти-
востояния «еврей - нее в рей» и подкреп-
лены циничной самойронией, то Ли от-
чаянно педалирует тему «чер-
ных -белых», при этом, в отли-
чие от мягкотелого Вуди, наст-
роен бывает крайне решитель-
но. Его Нью-Йорк- эго не ло-
щеный Манхэттен, а самый что
ни наесть бандитский Бруклин.
Его герои - не писатели, увле-
ченные самокопанием и высо-
Колобыми сексуальными стра-
даниям и, а злобные уголовники
и наркоторговцы. Его атмосфе-
р а - не Кондиционированный
воздух галерей современного
искусства, а изнуряющий зной
геклзнных джунглей. Эта нечеловечес-
кая жара, точно осязаема почта
ео
всех
его фильмах, и то, что от нее герои сле-
тают с катушек, кажется вполне естест-
венным и даже необходимым. Один из
таких знойных летних дней из Жизни
бр/кл и нс Кого Клоповник и лобзан
в первом громком фильмз Спайка. Ли
«Делай как надо!» (1969). Впрочем,
здесь собачья Жара. - лишь подходя-
щее оправдание для развертывания
бурной социальной драмы.
В своем Кинодебюте -1 0 -минутной
короткометражке «Ответ» (1920)
Спайк Ли повествует о чернокожем
сценаристе, Который берется пере-
писать гриффмтовскоз «Рождение
нации» на. свой расистский лад. Де-
бют вышел на редкость сырым, но
уже в атом огрызке Спайк Ли дек-
ларировал свои экстремистки
не политкорректные настрое-
ния - за это его едва, не ло-
ге рл и из КиюшКолы. Дип-
ломная работа о черном
,
гетто «Парихмэхерсгея
Джо: мы отрезаем го-
ловы» (1963) принес-
ла начинающему ре-
жиссеру ср/денческую
Текст: Груня Корнакова
предыдущая страница 45 ОМ 2006 04 читать онлайн следующая страница 47 ОМ 2006 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст