>І.І
орт
гаперея
Моторная
яхта
«Йванами», 1991-1993.
Фото: Георг Фишер
носят ему очередные лавры новатора.
Так было и с лишившимся крыши Бри-
танским музеем, и с Королевской акаде-
мией искусств, получившей пристройку
из зеркал, неизвестно каким образом
удерживающихся на тонком стальном
каркасе, и даже с берлинским Рейхста-
гом. который, сменив массивный свод на
невесомый стеклянный купол, превра-
тился из символа прусского милитариз-
ма в гимн современной европейской д е-
мократии. Ну а ежели у заказчиков хва-
тает смелости предоставить дизайнеру
карт-бланш, то результаты получаются
и вовсе сногсшибательными. Пекинский
аэропорт стал самым большим в мире,
небоскреб Коммерцбанка во Франкфур
те-на-Майне - самым высоким зданием
Европы и самым большим многоярусным
зимним садом, мост через французскую
речку Тарп оказался на 19 метров выше
Эйфелевой башни, а рекорд «Башни ты-
сячелетия» (170 этажей. 840 м). спроек-
тированной для Токио, по всей видимос-
ти, не имеет никаких шансов быть поби-
тым - если, конечно, сам Фостер не при-
думает чего-нибудь еще.
Дедуш ка Норман никогда не сомневает-
ся и ничего не боится. Такое ощущение,
что последний раз он был неуверен в се-
бе. когда раздумывал, учиться ли ему на
архитектора - надо сказать, в сомнени-
ях на эту тему он провел немало време-
ни. Фостер всегда интересовался зодче-
ством. но довольно долго считал, что
это слишком отвлеченное занятие для
простого паренька из рабочего квартала
(рыцарем он стал в 56 пет. лордом -
в 64). Будущий король хай-тека родился
в простой семье, и. несмотря на выдаю-
щуюся успеваемость, проявленную им
в начальной школе, мировой известнос-
ти ждать было неоткуда. Тем не менее,
он поступил в колледж, после - в мест-
ный университет и, наконец, вошел во
вкус настолько, что доучивался на архи-
тектора уже в Йеле. Вернувшись на ро-
дину. он прославился практически сразу
же: его первый реализованный проект
показался современникам фантастичес-
ким и супертехнологичным, хотя по з а -
мыслу заказчиков это была обычная го -
родская школа и. кроме ставших впос-
ледствии фирменными, фостеровскими,
повторяемых модулей из стальных рам
и стекла, никаких революционных нов-
шеств в сооружении не наблюдалось.
Но все это в прошлом. Вот уже четверть
века Норман Фостер - самый востребо-
ванный и модный архитектор. Он приду-
мал концепцию «умного дома», сформу-
лировал правила эстетического освое-
ния техносферы и ввел в обиход мораль-
ную ответственность зодчего за хороший
дизайн. Ему же принадлежат самые см е-
лые технологически и безопасные эколо-
гически архитектурные решения. В его
домах подвижные стены из прозрачного
стекла собирают и рассеивают солнеч-
ный свет, воздух очищают многочислен-
ные растения, а холодная родниковая во-
да заменяет системы внутреннего конди-
ционирования. Он проектирует по всему
миру. При этом, не стесняясь работать
с мелкими заказами, он предпочитает
придумывать небоскребы: «Если города
позволят себе расти «горизонтально»,
а не «вертикально», люди будут слиш-
ком долго ездить из дома на работу».
Даже если это заявление - всего лишь
образчик английского юмора, в практич-
ности Фостеру не откажешь, ом
26
предыдущая страница 27 ОМ 2006 05 читать онлайн следующая страница 29 ОМ 2006 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст