d is c o v e r y
t r a v e l
Еще чуГь-чуТь, н СОЛнышкО, Прячу1
щее СВОЙ
авитаминозный,
бледный лнк за облаками, прободает ледовый панцирь.
и поцелует землю в блеклые уста
окружающие предметы. И я медлен-
но погруж аю сьвэтотзим ний, ле-
таргический сон, забытье.
Буровой мастер в оранжевой каске с
мохнатыми косами ушанки. Ватные
штаньт. Валенки. На лице упрямая
улыбка. Пунцовый буровик, застыв-
ш ий у пульта, словно командир меж-
планетного корабля.
Бурый буровой мастер поднимает
руки, его варежка с кусочками льда
указывает вверх, туда, где сквозь
сумрачное переплетение труб и льда
мелькаетнебо. Он что-то объясняет
рядом стоящему старичку с боро-
дой. Старичок, дед-мороз, извест-
ный московский критик, трясет се-
дой бородой.
...Буровая не прекращаетработу ни
на минуту. Она работает и при ми-
нус 60.
Я смотрю в черную пасть, куда вон-
зился безжалостный бур, и ничего
не вижу кроме пара и копоти. Кро-
ме пропасти и тяжелой отдышки.
Так, наверное, стонет земля. Или ве-
ликан, пронзенный копьем. Чужие
ноги несут меня обратно к машине.
Пальцы заледенели. Лицо скукожи-
лось. Температура тела, стремитель-
но приближается к нулю. И если я
не дойду до машины, то, миновав
рубеж, она. устремится дальше вниз.
И так до минус 40. П ока мы не срав-
няемся с Севером в градусе.
..
Вот; наконец, и номер в гостинице.
Все кончено. Я продрог. Вернее, я
все ощутил кожей, которую с меня
по пути от буровой до машины кто-
то содрал.
Я пью водку большими жадными
глотками. И чувствую, ка к тепло
возвращается. Сорокаградусная от-
воевывает меня у мину с 40. Посте-
пенно прихожу в себя. Возвращаюсь
к себе. Душа возвращается в свое те-
ло. В тепло.
Ноги, руки - мои? Вроде бы мои. Го-
лова? Тоже.
Итак, что же такое холод?
Холод - это когда внутри все прока-
лено и выморожено, а там, где было
сердце, бьется и нервно пульсирует
Север, и температура тела минус 40.
ЧУКЧА В ЧУМЕ
Г
йавная тема Музея освоения Севе-
р а - жизнь тундровых и лесных
ненцев, кпян хасава» (лесные лю-
ди) или, ка к они сами себя называ-
ют; неща. В центре эк сп соиции важ-
нейш ий экспонат - чум. Сбоку от не-
го - нарты. А по стенам, под стек-
лом, - кисы (обувь), яг ушки с орна-
ментом (верхняя женская одежда),
хамма. (женская шапка) и прочие ат-
рибуты нещан, которы х осталось не
больше тысячи человек.
Словосочетание «освоение Севера»
нещане не любят Они говорят; что
еще до того, как Север начали осваи-
вать, они уже здесь давно жили.
И считают людей, пришедших с Зем-
ли, оккупантами. Однако, наверное
в пику нещанам, существует л егенда
о мифическом племени сихиртя, ко -
торое появилось ту т еще раньше
ненцев, но последние, КОсвоив» тунд-
ру, прогнали сихиртя, и те ушли под
землю. Чуть ли не единственный на
весь Ямало-Ненецкий округ питатель
Ю рий Блинов говорит о том, что
подземные люди, которых нельзя
увидеть, никакая не сказка, а быль.
И что ежели очень по стараться, то
сихиртя можно обнаружить.
Но куда уж там сихиртя, если и не-
щан-то можно отыскать с большим
трудом. Они селятся вдалеке от го-
родов, факелов, вышек и «кустов».
Их чумы - редкость не меньшая,
чем солнце. Постройка чума для не-
щ ан-действие священное. И поэто-
му самая главная роль - выбор места
- отведена мужчине. После того как
Бог-Ссодатель- божество Неба -
ш епнет продолжателю рода на ухо
о том, где должен располагаться
чум, он вты кает в этом месте кол
и его роль на этом заканчивается.
Дальше чум строит женщина. Она
же выделывает кожу, ш ьет одежду
рожает и воспитывает детей, гото-
в и т еду и ухаживает за мужем, при-
шедшим с пастбища или охоты.
Поэтому годам к тридцати она уже
кажется старухой.
Весь бы т и уклад нещан продуман до
мелочей. Нельзя плевать на ветер,
в огонь, ломать ветки, бросать му-
сор - обидятся духи огня, воды, леса
и тд. Разговор о быте вообще дол-
гий, но вот что примечательно. Пос-
ле того как нещан в 1246 году обна-
ружил посланник главы Римско-Ка-
толической церкви Палы Иннокен-
тия IV монах Плано Карпини со сво-
им посольством и явил их миру в
своих записях в качестве тамоедов,
- никаких благ в их ж изни не приба-
вилось. Мало того, попы тки пересе-
лить и х в дома, воспитывать детей
в интернатах и т.д. всякий раз окан-
чиваются полным провалом. Ненцы
м огут жить только в тех условиях,
в которы х первый раз услышали
потрескивание костра, увидели
оленью мордуй ощутили вольный
запах тундры. О т казенной, вареной
и жареной, пищ и их выворачивает
наизнанку. Они едят только сырое
мясо (строганину), в основном оле-
нину.
В городе нещан е живут очень отчуж-
денно, замкнуто и при любой воз-
можности стараются сбежать в тунд-
ру. И если это им не удается, то могут
наложить на себя руки, загулять (а не-
щан оси е девочки созревают очень
рано, годам к 9-10) или спиться.
Самая любимая огненная вода муж-
1 0 0
предыдущая страница 101 ОМ 2006 06-07 читать онлайн следующая страница 103 ОМ 2006 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст