ортодоксальный нарратив и привыч-
ные драматические конструкции
Помимо метода театрального кафе,
в своих (фильмах Блие пользуется
также методами театра абсурда и
коллективным творчеством (в нача-
ле своего пути он мечтал экранизи-
ровать роман «Пена дней» Бориса
Биэна). Часто у него встречается,
например, прием, когда герои пря-
мо говорят с камерой Да и тот же
комментарий героя по поводу са-
ундтрека, о котором, по идее, они
знать ничего не должен был, пос-
кольку это прием исключительно из
арсенала кинопароднй, свидетель-
ствует; насколько узки рамки кине-
матографа и насколько сложно Блие
держаться внутри них. не заступив
за грань. Этой нетерпеливостью он
себя выдает; становясь легкой ми-
шенью для критики
Наиболее часто режиссера обвиня-
ют в женоненавистничестве, и лишь
немногие из критиков подмечают,
что он н е ненавидит женщин - ско-
рее, наоборот, женщинам в фильмах
Блие дозволено вести себя вне вся-
ких рамок. Во многих его работах
общество существует только лишь
в зависимости от женщины. Слабею-
щая позиция мужчины в современ-
ном мире для Блие - одна из основ-
ных тем, особенно в последних кар
тиках, в которых на женщинах дер
жится буквально все Поэтому свой
карнавал герои Блие устраивают в
честь женщины как таковой, сын
празднуют ее женственность, ее спо-
собность рожать детей, дарить
счастье, все то, на что не способны
они сами. Сек с в фильмах Блие чаще
всего деэротизирован, лишен какой
бы то ни был о ретуши Блие ни в ко-
ем случае не станет объяснять логи-
ку поступков своих героев, давать ка-
кие-то психологические объяснения:
«Мне плевать на реализм, чихать на
логику и до лампочки психологизм.
Что остается’ Чистое кино!»
Фильм «Мужчина моей жизни»
(1994), где главную роль исполняла
его бывшая муза Анук Гринберг с
треском провалился в прокате, н>эа
чего Блие решил уйти на какое-то
время из кино - сокрушаясь, что ни
публика, ни критика постоянно не
понимают его фильмы И лишь ус-
пех его сатирического круговорота
абсурдных скетчей «Отбивные» в те-
атре заставил режиссера поменять
свое мнение к вернуться в кино.
А может, и вовсе н е изо а этого -
скорее всего Блие понял, что ста-
рый кинематограф отталкивал его
за бесконечные провокации и игру
не по правилам А новый кинематог-
раф погрузившийся в еще большую
трясину условностей, отталкивает
его потому, что приемы Блие не су-
мели помочь избежать этого Мо-
жет; Блие банально надоела поза
обиженного и непонятого гения, ко-
торую ему пришлось занять волею
судьбы. Вряд ли Блие, на-
чавший в кинематографе
с полудокументального
фтльма «Гитлер? Такого
не знаю», в котором мо-
лодые парижане перед ка-
мерой щеголяли своим
невежеством и короткой
памятью, готов был те-
шить себя иллюзиями о
восприятии своих филь-
мов аудиторией.
Да, безусловно, Блие ра-
зочаровался в пассивном
наблюдателе - в фтльме
«Актеры» это показано
наиболее внятно. Троица
актеров, исполняющих роли самих
себя, Доссолье, Мари ель и Внльре,
«М НЕ ПЛЕВАТЬ
на реализм, чихать
на погнну
|Д 0 п н м п о ч н и
ПСНХ0П0ГНЗМ.
Что остается?
ЧИСТОЕ НИНО!»
хватают за грудки прохожих в муль-
типлексе и пытаются узнать их от
ношение к Дев гору. Когда один из
прохожих нелестно отзывается о
покончившем с собой в 1982 году
любимчике Блие, его веселой бод-
ро тащат пред жать казни Но ре-
жиссер щедро дает обывателю шанс
на спасение - если ненрзвнтся Дэ-
вээр, то люби Депардье, пожалуйс-
та, имеешь право. Фильм «Актеры»
не пришел ся по нраву многим кри-
тикам. обзывавшим его презритель-
ным словом «капустник», - им пока-
залось, что Блие навязал актерам
коллективное покорное признание
в своей импотенции и бессилии, ко-
торое. возможно, чувствует сам Од-
нако если фильмы Блие и способны
что то сказать о самом их авторе,
так это именно то, что у него стоИт,
и еще как. ом
предыдущая страница 43 ОМ 2006 06-07 читать онлайн следующая страница 45 ОМ 2006 06-07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст