три
сестры
Счастье (Happiness)__________________________________________
США, 1998. Реж. Тодд Солонц.
В ролях: Джейн Адамс, Дилан Бейкер, Лара Флинн Бойл, Филип Сеймур Хоффман, Синтия
Стивенсон, Джаред Харрис, Бен Газзара, Луиз Лассер.
С определенных пор словосочетание “американское независимое кино" вызы
вает перед глазами стандартный набор картинок: пара гангстеров-неудачни-
ков, труп в багажнике, черный юмор и чемодан с миллионом долларов. В
“Счастье" Тодда Солонца есть и неудачники, и труп, и черный юмор, и поло-
женная аморальность, но этот фильм представляет собой пример совсем
другого инди-кино. Кино, которое никогда не снимет мэйнстрим - хотя бы по-
тому, что оно касается абсолютно табуированных тем. “Счастье" получило
ярлык “кино про педофила" и благодаря этому, например, лишилось офици-
ального дистрибьютора: глава “Юниверсал Пикчерз”, компании-прокатчика,
заявил, что не хочет иметь ничего общего с фильмом, который исследует
мозги педофила. Фильм действительно способен сильно шокировать непри-
вычную публику - хотя суть его никоим образом не сводится к представлен-
ным в избытке сексуальным извращениям героев. Суть этого мрачного, без-
жалостного и саркастического фильма, как ни странно, очень точно выраже-
на в названии: это картина о счастье.
Здесь нет главных ролей: истории пяти или шести основных персонажей сплета-
ются вокруг трех сестер Джордан. Старшая, Триш - самоуверенное воплощение
американской мечты: дом, трое детей, преуспевающий и внимательный муж (ко-
торый и оказывается педофилом, учит сына мастурбировать и насилует его дру-
зей). Хелен - еще один образец преуспеяния: популярный автор, которая пишет
поэмы об изнасиловании и вознамерилась испытать все на деле. Ее сосед-компь-
ютерщик влюблен в Хелен, он обзванивает женщин по телефонному справочнику
и мастурбирует во время разговора. Среди его жертв - младшая сестра, Джой.
Старшие сестры настойчиво опекают Джой, которая никак не может устроиться в
жизни; вокруг нее оказываются только разнообразные неудачники и подлецы вро-
де русского эмигранта, который, соблазнив Джой, наутро обкрадывает ее.
Солонц рисует своих героев без очевидных симпатий или антипатий: каждый
из них, будь то педофил или несчастная девочка, страдающая от собственной
открытости и доверчивости, телефонный извращенец или пара супругов, рас-
стающихся на старости лет, изображен с равной степенью внимания и сочув-
ствия. В этом сочувствии заложена доза яда - фильм заставляет зрителя на-
ходить частичку себя в самых отталкивающих героях, а кому же приятно иден-
тифицировать себя с извращенцем? Впрочем, повторим, что содержание кар-
тины никак не сводится к шокирующим моментам - скорее, они использованы
режиссером как способ заострить главную тему. Герои Солонца просто ищут
счастья, которое воплощается для них в какой-то конкретной цели - и в этом
смысле они ничем не отличаются от нас с вами. Но когда они получают то, к
чему стремились, оказывается, что счастья от этого не прибавилось. Остается
только тоска. Нет в жизни счастья. Кто-то может к этому приспособиться, кто-
то нет. И тут начинаешь подозревать, что фильм Тодда Солонца роднит с про-
изведениями драматурга Чехова нечто большее, чем наличие трех сестер в
сюжете. Только в финале вместо звука лопнувшей струны будет торжествен-
ный оргазм сына педофила, у которого, как и обещал ему отец, все-таки полу-
чилось.
О
Дом с привидениями
(ТИе НаиШтд)________________
США, 1999. Реж. Ян Де Бонт.
В
ролях:
Лили
Тэйлор, Кэтрин Зета-Джонс,
Лиам Нисон, Оуэн Уилсон.
Дарио Ардженто должен кусать лок-
ти от зависти. Фильмы ужасов все-
гда были вотчиной режиссеров кате-
гории “Б”. И вот тебе - многобюд-
жетная постановка самого настоя-
щего фильма ужасов, причем выпол-
ненная Яном Де Бонтом (“Скорость”,
“Смерч"), который, видимо, решил
доказать всем, кто еще в этом сом-
невался, что он ничем не уступает
какому-нибудь Эду Вуду. Идея “Дома
с привидениями" проста: сделать ри-
мейк классического фильма ужасов
режиссера Роберта Уайза, до отказа
набив его спецэффектами современ-
ного уровня там, где в 63-м это было
невозможно (в скобках заметим, что
к числу несомненных достоинств
оригинала относилось то, что режис-
сер Роберт Уайз сумел минимальны-
ми средствами, не разливая вокруг
литры крови, создать кошмарную и
пугающую готическую атмосферу).
Объединенные усилия Де Бонта и
студии “Dreamworks", двух очевид-
ных примеров того, как в современ-
ном Голливуде любовь к компьютер-
ным наворотам часто перевешивает
здравый смысл, привела к неожи-
данному результату. Фильм Де Бонта
абсолютно соответствует канонам
кино класса “Б". История, как и поло-
жено, умещается в двух словах, за-
вязка, как и положено, крайне наду-
мана: врач привозит нескольких лю-
дей, страдающих бессонницей, в не-
кий фантастический по размерам и
внутреннему оборудованию замок,
где немедленно начинают случаться
неприятные вещи типа предзнамено-
ваний и намеков. Весь фильм мест-
ный дух гоняется за пришельцами,
используя многочисленные пышные
излишества ультраготической архи-
тектуры (количество демонических
статуй, маятников, горгон, химер
превышает все мыслимые пределы).
Сюжет натянут до состояния полной
неубедительности, актеры (при всем
уважении к Лили Тэйлор и Лиаму Ни-
сону) играют, как в школьном спек-
такле, а о всяких логических неувяз-
ках и говорить не приходится. Пара
вещей скрашивает дело: во-первых,
Кэтрин Зета-Джонс действительно
14
СЕНТЯБРЬ
1999
ОМ
предыдущая страница 11 ОМ 1999 09 читать онлайн следующая страница 13 ОМ 1999 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст