ТЕКСТ
ВЛАДИМИР ПОМУГЧИНСКИЙ. МАРИНА ФЕДОРОВСКАЯ
с
в масс-культуре
озможно, вы не в курсе, но Мил-
В
лениум, столь полюбившийся
рекламным агентам, на самом
деле - юбилей Человеко-Бога
Иисуса Христа.
Сама его лич-
ность, воплотившая в себе сознание Бога и
душу человека, привлекала внимание всех:
от многочисленных средневековых богосло-
вов до поп-артистов. Но всегда любые мыс-
ли о Христе, высказанные или изложенные
на бумаге, рождали споры, а то и войны. Че-
ловеческое желание переосмыслить образ
Иисуса согласно представлениям своего
времени неистребимо.
Лет пятьсот назад издавались тысячи книг со
всевозможными теориями, где в довольно
дерзких формах раскручивали образ Христа.
Тогда главным было доказать: Иисус - это
жертва, плата за яблоко Адама. Может, про-
ступок Адама и невелик, (подумаешь, яблоко
взял), но направлен он против величайшего
властителя. Ничтожная величина, умножен-
ная на бесконечность, сама стала бесконечно-
стью. Великим искуплением стал Иисус Хри-
стос. Позже возникла другая идея - Иисус
принял человеческий облик, втайне от сата-
ны. Полагая его пророком, как любой сын
Адама, подлежащим смерти, но ошибся. Это
главная поп-идея средневековой литературы.
В середине XIX века возможностей для им-
провизаций прибавилось. По поводу Иисуса
захотели высказаться почти все модные дея-
тели искусств. Под елки стали ставить Сан-
та-Клаусов, развешивать Рождественские
открытки. Иисус стал героем в подтекстах.
"Колдунья и платяной шкаф"
Льюиса -
здесь Христос предстает в роли льва, царя
животного мира. Так впервые Бог стал геро-
ем бестселлера. Позже были Честертон, Ору-
элл, Замятин. Новой звездой масс-культуры
от христианства стала
Туринская плаща-
ница,
превратившаяся чуть ли не в пятое
Евангелие. Открытками с Плащаницей мож-
но устлать путь от Земли до Солнца.
Конец XX века. Ассоциируя 2000 год с датой
его рождения, тема "про-Христа" преврати-
лась в почти бытовую зарисовку. Француз-
ские рекламные кампании разукрасили Па-
риж щитами, на которых "Христос" выбирал
себе новый автомобиль. Присутствие хри-
стианства во многих исконных его областях
стало номинальным. Современные христиа-
не крестятся, чтобы впоследствии обвен-
чаться и быть благополучно отпетыми. Рож-
дество сегодня - не более чем торговая фее-
рия под "Джингл Беллз" и наклейками "Marry
Christmas". Что ждет Иисуса Христа и его все
же многочисленную паству за пределами по-
следнего дня XX века?
Последняя точка дороги смотрится в воду канавы .
.. Ф.Гарсиа Лорка
Символ страданий Христовых стал таковым, пройдя долгий путь от символа позорной казни (казни неграж-
дан и рабов в имперском Риме). Во времена Иисуса Христа вряд ли крест выглядел как символ, способный
привлечь новых верующих. Это обстоятельство и угроза преследования со стороны властей стали причиной
появления у ранних христиан различных вариантов "креста-распятия". Фигуры, напоминавшие крест -
якорь, трезубец, посох, свастика
в разных местах, - фигурировали как тайные эмблемы христиан. В
раннем Христианстве часто встречалось изображение распятия И.Х. на дереве, что несло колоссальный
смысл - Дерево Жизни сливалось здесь воедино с Древом познания. Перекрещенные линии во многих
культурах мира (переплетенные нити паутины, рисунок на панцире черепахи) наделялись особым смыслом.
Некоторые языческие ритуалы, обряды изгнания сил зла совершались на перекрестках дорог. Кроме того,
две пересеченные линии обозначают четыре стороны света. Для нас крест - главный символ христианства.
+
т
т
X
АНК. Крест с петлей - древнеегипетский
символ души, жизни. Воспринят копт-
ской христианской церковью в качестве
знака вечной жизни во Христе.
Келыскии КреСТ. Возник за 10 тысяч лет
до Христианства. Изначально символизи-
ровал Солнце, которое рассматривалось
как "свет мира", божественный центр кос-
моса. Поэтому в центре круг с треключе-
вым мотивом, символизирующим мистиче-
ское кельтское триединство. Крест также
рассматривается как космическое колесо,
обозначающее четыре сезонных положе-
ния Солнца - четыре направления, четыре
элемента, четыре времени года.
ГреЧбСКИЙ КреСТ. Горизонтальная пе-
рекладина расположена в центре верти-
кальной. Крест святого Георгия.
Латинский крест. Традиционный хри-
стианский крест. Горизонтальная пере-
кладина расположена выше середины
вертикальной.
Крест святого Петра. Перевернутый
латинский с заостренными концами -
эмблема тамплиеров.
Крест
СВЯТОГО АНТОНИЯ.
Крест Т-образ-
ной формы может выступать в качестве
"креста-распятия". "Тав" - последняя бу-
ква древнееврейского алфавита - и оз-
начала знак причастности к Богу ("тео").^*
Символ ожидания Мессии.
КреСТ
СВЯТОГО
Андрея. Диагональный
крест. Согласно легенде, Св. Андрей
посчитал себя недостойным быть рас-
пятым на таком же кресте, как и Хри-
стос, и поэтому попросил своих пала-
чей повернуть его. Киевская Русь ви-
дела в св. Андрее покровителя русской
государственности.
Голгофский крест с тремя небольши-
ми ступенями у подножия.
ПВПСКИЙ КреСТ
с тремя горизонталь-
ными равными перекладинами.
Патриарший крест с двумя горизонталь-
ными перекладинами, используемый архи-
епископами и кардиналами. Стал во время
Второй мировой войны эмблемой свобод-
ной Франции. Также широко используется
в Русской Православной Церкви.
Восьмиконечный крест. Единствен-
ный признаваемый старообрядцами
крест. Восьмиконечный крест венчает
купола большинства православных хра-
мов.
Мальтийский крест. Образованный
четырьмя треугольниками - эмблема
мальтийского Рыцарского ордена госпи-
тальеров.
Каббалистическая эмблема розен-
крейцеров. Крест с символом розы
внутри был эмблемой оккультного и
каббалистического ордена розенкрей-
церов. Центр розы, по мнению членов
ордена, символизировал Сердце Иисуса
Христа. Вообще РОЗЗ - один из симво-
лов Девы Марии, Золотая Роза - символ
Папы Римского.
ДеЛЬфИН.
Как эмблема жертвы Иисуса
Христа, дельфин часто изображался ра-
ненный трезубцем или с тайным симво-
лом креста - якорем.
IHS. Аббревиатура имени Иисус симво-
лизирует спасение или воскрешение.
Иногда расшифровывалась как Iesus
Hominum Salvator (в переводе с латин-
ского - "Иисус Спаситель человечества").
Рыба. Раннехристианский символ Ии-
суса Христа. Буквы греческого слова
"ichthus" (рыба) образуют акроним
слов Iesous Christos Theou Huios Soter
("Иисус Христос, Сын Божий, Спаси-
тель"). Изображение трех сплетенных
рыб (трех рыб с одной головой) - сим-
вол Троицы.
Символ Отца, Сына и Духа Святого
как Единого Бога. Символов Троицы
достаточно много, это лишь самый схе-
матичный из них.
Христограмма. Вензель из греческих
букв X и Р, начальных букв имени Хри-
стос на греческом языке, призван сим-
волизировать его самого. Была некото-
рое время второй по значимости, после
|
рыбы, эмблемой христианства. Первый
|
римский император-христианин оконча-
в
тельно принял христианство, увидев
знамение на небе, в котором христо-
грамма явилась на фоне солнца.
72
ДЕКАБРЬ 1999
ОМ
предыдущая страница 61 ОМ 1999 12 читать онлайн следующая страница 63 ОМ 1999 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст