I ЛЕЖИ И ЧИТАЙ
книги
маленькая
московская
сага
Изн Макьюен.
Амстердам. Мм_________________________
Издательство Независимая Газета
Такие теперь в Европе романы: двести страниц ма-
ксимум. То есть издаются, конечно, и кирпичи на
И эн МАКЬЮЕН
ИЗДАТЕЛЬСТВО НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
восемьсот, но на поверку они обычно оказываются
либо масскультовой беллетристикой, либо произ-
ведениями литературных динозавров. А престиж-
ные премии достаются тоненьким томикам. Напри-
мер, Booker Prize 1998 года - "Амстердаму".
"Амстердам" - именно роман (novel), а не повесть
(novel). Глубина проблематики и многоплановость,
коих Василию Аксенову хватило бы на две "Мос-
ковские саги", достигаются за счет предельной
концентрации смысловых и стилевых элементов.
Нагрузка такая, что молекулы сплющиваются. Од-
нако не забывают исправно работать.
Тяжелый сплав поджанров: притча, сатира, мело-
драма, трагедия, триллер, интеллектуальный роман.
Каждая с виду случайная деталь - мина замедлен-
ного действия. При этом от "Амстердама" невоз-
можно оторваться. Страницы переворачиваются са-
ми собой, и даже отдавать должное мастерству пе-
реводчика Виктора Голышева не успеваешь.
М-да. Что-то ни в Фолкнере, ни в Оруэлле, ни в Капо-
те, ни даже в Чарльзе Буковски Голышев не раство-
рялся с таким пугающим успехом, с каким раство-
рился в Макьюэне. Причины тут две: захватывающий
сюжет и острая актуальность оригинала. Не скажу
насчет английской злобы дня, но нашу злобу Макь-
юен, явно к тому не стремясь, прочувствовал точно.
Судите сами. В "Амстердаме" два центральных пер-
сонажа. Первый - очень талантливый и в то же
время преуспевающий композитор (фрагменты,
описывающие его творческий процесс, тонко паро-
дируют музыковедческую заумь Томаса Манна в
"Докторе Фаустусе"). Он ненавидит авангард и
преклоняется перед классическими образцами. Ре-
зультат этого преклонения грустен: мучительно на-
щупывая главную тему своего главного концерта,
он неосознанно плагиирует .
..хрестоматийную
бетховенскую "Оду к радости".
Второй персонаж - главный редактор авторитетной
газеты, которая из-за своей академичности теряет
тираж. Перед редактором дилемма: прогореть или
пожелтеть. Вдруг (якобы случайно) ему в руки по-
падают фотографии, где нынешний министр ино-
странных дел, без пяти минут премьер, позирует в
дамском неглиже. Редактор решает пожертвовать
собственной репутацией ради выживания газеты и
опубликовать компромат на министра. Но анонсиро-
вать сенсацию начинает сильно загодя, и министро-
вы пиарщики успевают придумать упреждающий - и
убийственный - контрход. Не беспокойтесь, я не
пересказываю вам фабулу "Амстердама". Однако
уже этого достаточно, чтобы уяснить, что перед на-
ми та самая
увлекательная и хорошо написанная
серьезная книга о современности,
на которую зама-
хивались наши соотечественники Эргали Гер ("Сказ-
ки по телефону") и Антон Уткин ("Самоучки") а Ми-
хаил Бутов не только замахивался, но и премию за
роман "Свобода" получил. Правда, не английскую
Booker McConnell, а российскую "Букер-Smirnoff".
Увы, до "Амстердама" перечисленным текстам - как
до Луны. Подлинный расцвет ремесла нам грозит не
раньше, чем лет через триста сытого бестревожного
существования. Авось не доживем.
0
Андрей Дмитриев
Закрытая книга.____________
М., Вагриус
Выше ваш обозреватель хотел упомя-
нуть "Закрытую книгу"в одном ряду с
романами Бутова, Уткина и Гера, но
вовремя осекся. Да, в компактном
произведении Андрея Дмитриева есть
кое-что и про новорусские разборки,
однако эта(наименее удачная)линия
притушена главным мотивом - мягкой,
ненасильственной рефлексией на те-
мы отечественной словесности XX ве-
ка. Блестящий стилист Дмитриев пи-
шет медленно и публикуется мало;
"Закрытая книга", впервые напечатан-
ная в апрельском номере журнала
"Знамя" за прошлый год, по всем про-
гнозам должна была получить Букера
- и не получила, должна была полу-
чить премию Аполлона Григорьева - и
даже не попала в шорт-лист. Единст-
венное утешение прозаику - то, что
закрыть его книгу, как того требует
название, вы сумеете лишь дочитав ее
до конца.
О
Антология фантастиче-
ской литературы.___________
СПб., Амфора
"Амфорная" серия "Личная библио-
тека Борхеса" пользуется таким ог-
лушительным успехом, что ее уже
впору называть культовой. Антоло-
гия, составленная слепым аргентин-
цем с помощью Сильвины Окампо и
Адольфо Бьоя Касареса, - очередное
попадание в десятку; невозможно
поверить, что она пятнадцать лет ма-
риновалась в столе филолога и пе-
реводчика Бориса Дубина, ожидая
своего издателя. Не будем тратить
слов: сами во всем разберетесь.
Лишь отметим особо тексты перво-
классных латиноамериканских авто-
ров Хосе Бьянко, Элены Гарро и Сан-
тьяго Дабове.
О 0 ©
©
Москва - территория
2000
.________________________
М.,
СТА
Прошлогодняя кириенковская пиар-
кампания произвела на свет несколько
вполне симпатичных фактов культуры.
Среди последних - этот сборничек под
редакцией Ильи Фальковского: призна-
ния выходцев из провинции (киевля-
нина Алексея Парщикова, рижанина
Андрея Левкина, свердловчанина Алек-
сандра Шабурова)в любви-ненависти
москватерритория
2000
к мачехе-столице. Самый сильный текст
принадлежит перу Мирослава Немиро-
ва (Тюмень) и называется "Новоарбат-
ский гастроном". Два приложения к
брошюре имеют самостоятельную цен-
ность: "Музей самодельных вещей"
Владимира Архипова и представитель-
ный реестр некоренных москвичей.
О
Борис Кузьминский~|
предыдущая страница 12 ОМ 2000 03 читать онлайн следующая страница 14 ОМ 2000 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст