З
наете, когда я был ребенком, мои родите-
ли однажды заложили кирпичом окно в мо-
ей спальне. Я долго боялся спросить поче-
му, но однажды все-таки решился. Оказы-
вается, они сделали это, чтобы сохранить
тепло в доме. И тогда я подумал: "Эй, мы
ведь живем в Калифорнии, а не на Аляске!".
Так что я спросил, но до сих пор не знаю
ответа.
..
" -
Бартон мало говорит о своем детстве, а если и
говорит, то невозможно понять, шутит он сейчас или нет.
Тима Бартона многие недооценивают. Его называют по-
разному: фантазер, "играющее дитя Голливуда" и даже "Джо
Данте девяностых годов". Критики сюсюкают над его филь-
мами, стараясь убедить публику, что Битлджюс, Эдвард-Руки-
Ножницы и Бэтмен - всего лишь сказочные персонажи, ми-
лые гости из детской комнаты. Исследователей его творчест-
ва сбивает с толку легкость, с которой он говорит о сложней-
ших вещах. Они принимают ее за легкомыслие и рассуждают
о том, что, мол, Бартон сам и не подозревает, в какие фило-
софские глубины погружается, выстраивая декорации Готем-
Сити. Лишь немногие проницательные критики обращают
внимание на то, что в голливудском кино никто до Тима Бар-
тона не изображал зло с такой страстью и очарованием, и это
наводит на мысль - Бартон не простой солдат империалисти-
ческой армии, не еще один Джо Данте или Барри Зоннен-
фельд, а проклятый поэт и большой художник.
В число "проницательных" входит и Стивен Спилберг. Он
не любит Тима Бартона. Мало того, он его ненавидит. Все-
гда корректный и доброжелательный к коллегам Король
Динозавров и Спаситель Рядового Райана бледнеет на гла-
зах и теряет дар речи, когда ему приходится отвечать на
вопросы, касающиеся Тима Бартона. В мультсериале
Animaniacs,
продюсируемом Спилбергом, по его настоянию
введена фигура лохматого режиссера, непрерывно пере-
считывающего пачки денег. Надо ли говорить, что карика-
тура несправедлива и неточна? Бартон гораздо меньше
Спилберга озабочен кассовыми сборами и способен швыр-
нуть деньги на заведомо убыточный проект - например, на
экранизацию классической истории с привидениями
The
Legend of Sleeping Hollow
Вашингтона Ирвинга. Некоторые
находят простое и одновременно модное объяснение этой
неприязни - латентная гомосексуальность Спилберга и его
безответная влюбленность в Бартона. Но такие гипотезы
ничего не объясняют, являясь лишь попытками уйти от от-
вета. Возможна другая разгадка - Спилберг с середины
восьмидесятых собирает под свое крылышко талантливых
молодых режиссеров для реализации собственных проек-
тов, но Тим Бартон продемонстрировал Спилбергу извест-
ную фигуру из трех пальцев и предпочел ставить свои, а не
спилберговские фильмы. Спилберг обиделся со всеми вы-
текающими отсюда последствиями и.
.. Однако и такое объ-
яснение очень уж примитивно. Гораздо больше мне нра-
вится гипотеза о том, что Спилберг ненавидит в Бартоне
самого себя - того, кем Спилберг мог бы стать, если бы не
продал свой талант за мешок долларов. На пути героиче-
ского конформизма Спилберг добился замечательных ус-
пехов и, видимо, уверился в правильности своего решения.
И вдруг он сталкивается с дорогими, безумно красивыми и
очень личными фильмами Тима Бартона, который не идет
на уступки зрителю, напротив, делает в высшей степени
авторское кино, и при этом все его фильмы становятся ме-
гахитами. Ну как тут не позеленеть от злости?
Б а р т о н с д а в а л ф и л ь м ы в м е с т о р е ф е р а т о в и с о ч и н е н и й ,
рисовать и снимать кино, а не разговаривать.
Александр Павленко
- о самом загадочном
из современных режиссеров.
приключение
Тима
Бартона
предыдущая страница 80 ОМ 2000 03 читать онлайн следующая страница 82 ОМ 2000 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст