Знаменитый шедевр немецкого экспрессио-
низма"
Кабинет доктора Калигари",
люби-
мый фильм Тима Бартона, начинается тит-
ром "Городок, где я родился.
..", после чего
на экране возникает дико намалеванное
скопище кривых домишек, лезущих по скло-
ну горы прямо на зрителя. Иногда кажется,
что Тим Бартон родился именно там, на ро-
дине смешных и жутких сказок, где монстры
неотличимы от героев.
"Я не любил читать,
поэтому фильмы про монстров стали мои-
ми детскими сказками",
- вспоминает Бар-
тон. Но городок, в котором родился автор
"Битлджюса"
, совсем не похож на фильмы
ужасов. Это Бербэнк, штат Калифорния, где
располагаются крупнейшие анимационные
Big Adventure ("Большое приключение Коро-
тышки")
стал коммерческим хитом 1985 го-
да, но вылетел из проката уже на следующий
год: Пи-Ви Херман, исполнивший главную
роль, мастурбировал в кинотеатре и за это
высокоинтеллектуальное занятие попал в
"черный список".
"Большое приключение
Коротышки" -
веселая и злая сказка об ин-
фантильном карикатуристе Пи-Ви, живущем
в розовом пластмассовом домике посреди
зеленой резиновой лужайки. В погоне за ук-
раденным велосипедом Пи-Ви пересекает
страну, разрушая все на своем пути, и каж-
дый раз оказывается, что за блестящими фа-
садами Америки скрыта пустота.
Спустя три года Бартон вернулся на большой
экран с мистико-декадентской сатирической
мизм и сверкали фирменными американски-
ми улыбками. Но в восьмидесятых годах
Фрэнк Миллер выпустил комикс "
Возвраще-
ние Темного Рыцаря",
в котором Бэтмен
предстал старым, одиноким, усталым монст-
ром, психопатом, поддерживающим тонус не-
прерывными убийствами и нуждающимся в
преступниках для оправдания своей тяги к
насилию. Бартон не использовал идеи Мил-
лера, но изменения в образе Бэтмена показа-
ли, что
"Возвращение Темного Рыцаря"
было
прочитано очень внимательно. Тим Бартон
оставил Бэтмену молодость, заковав его в фе-
тишистские доспехи из латекса и лишив его
малейших признаков добрых чувств. Этот ге-
рой противостоит чудовищным Джокеру,
Пингвину и Женщине-Кошке не из-за любви
8
>
студии Америки. Маленький Тим еще в ран-
нем детстве был травмирован образами То-
ма, Джерри и песика Друппи, в дошкольном
возрасте он стал рисовать комиксы, за что и
получил стипендию студии Уолта Диснея
для обучения на отделении анимации Кали-
форнийского Института Искусств. Он совме-
стил учебу с работой и уже в возрасте 22 лет
прогремел кукольным мультфильмом "
Вин-
сент",
который поставил по своей собствен-
ной короткой поэме о мальчике Винсенте,
обожающем фильмы ужасов Роджера Корма-
на и путающим себя с актером Винсентом
Прайсом. Сразу после "
Винсента"
Тим Бар-
тон сделал несколько коротких фильмов в
анимационной и игровой технике. Один из
этих фильмов,
Ргапкепшете,
пародирую-
щий "
Франкенштейна
", был тут же запре-
щен Цензурным Комитетом США. Первый же
полнометражный фильм Бартона,
Рее-Шее'в
комедией
“Битлджюс".
Парочка типичных
яппи-восьмидесятников погибает в автоката-
строфе и возвращается в свой дом уже в виде
призраков. Элементы фильмов ужасов пере-
плетались с эпизодами в стиле типичных се-
мейных мыльных опер. Безумное привиде-
ние-анархист Битлджюс в полосатом костю-
ме терроризировал и призраков, и живых, но
финал оказывался нежиданно благополуч-
ным. На волне успеха были запущены два
проекта одновременно: телевизионный сери-
ал о приключениях Битлджюса и экраниза-
ция комиксов с Бэтменом, Человеком-Лету-
чей Мышью. В шестидесятые-семидесятые го-
ды Бэтмен уже появлялся на экранах в каче-
стве благородного и бесстрашного сверхге-
роя в сером трико и полумаске, этакий "Зорро
большого города". Его всегда сопровождал
мальчик Робин в цветастой курточке и тоже в
полумаске. Бэтмен и Робин излучали опти-
к людям или из чувства справедливости, а
просто потому, что любит порядок. Монстры
фильмов
"Бэтмен"
и
"Бэтмен возвращает-
ся "
воплощают стихию хаоса и игры, но Бэт-
мен не любит играть и шуток не понимает.
Порядок против игры. Система против одино-
ких бунтарей. Когда в финале картины
"Бэт-
мен возвращается"
умирает Пингвин и сот-
ни осиротевших смешных птиц сходятся к его
телу, на глаза наворачиваются слезы и испы-
тываешь что-то вроде ненависти к вечному
победителю, безликому Бэтмену.
"Мне ка-
жется, что монстров называют плохими
незаслуженно. Они могут быть гораздо бо-
лее искренними и открытыми, чем некото-
рые человеческие персонажи",
- так отзыва-
ется о своих мрачных героях Бартон. После
этого фильма Бартону сулили головокружи-
тельные суммы за продолжение цикла, но он
решительно отверг все предложения:
"Я уже
90
МАРТ 2000
ОМ
предыдущая страница 81 ОМ 2000 03 читать онлайн следующая страница 83 ОМ 2000 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст