им
* мар
неї
театр
МЕННО"
Ему дают престижные литературные премии,
хотя он не писатель, мы ходим на него смот-
реть, хотя он не актер, он почувствовал свою
ценность посредством успеха, хотя он и не
звезда. Он не из тех деятелей, которые с гор-
достью заявляют о том, что театр - это все,
что они могут. Ему интересно, похоже, все.
Электронная музыка, выбор которой в сопро-
вождении спектакля приятно поражает. Да,
забыла представить, Евгений Гришковец, че-
ловек-театр. Прошу не путать с человеком-
оркестром. По образованию - филолог, по
складу мышления - философ, по темперамен-
ту - экстраверт, что позволяет великолепно
совмещать игру слова, мысли, наблюдений и
все это происходит здесь, на нашей с вами
земле, на нашей почве событий. В Москве, в
театре "Школа современной пьесы" играется
спектакль "Записки русского путешественни-
ка", где два серьезных актера - Владимир
Стеклов и Василий Бочкарев - словами Евге-
ния Гришковца спорят, делятся воспоминани-
ями, возмущаются и так далее. Это местами
смешно, по-актерски правильно, но
по сверхзадаче непонятно. Так же
неясно, что делает на сцене ре-
жиссер Иосиф Райхельгауз,
изображая репетицию? Полу-
намеки нам не нужны. Либо
театр - либо не театр. То, что
показал в Москве Евгений
Гришковец сам, в своем спе-
ктакле "Одновременно"в
центре-музее им. Высоцкого,
это совершенный театр. Театр,
который можно сделать самому.
Ограничить площадку веревочкой,
вырезать из белой бумаги корабли-
ки, самолеты и звездочки и выйти на
сцену. И говорить.
..
Театр одного актера. Само сочетание
этих слов вызывает у меня тошнот-
ную реакцию. Во-первых, это значит,
что никакого театра-то и нет. Ни
сцена
на
спектакля
Ч Е Л О В Е К - Т Е А Т Р А
ЕВГЕНИЙ
ГРИШКОВЕЦ
В Москве был показан спектакль Евгения Гришковца “Одновременно”.
Все, кто его посмотрел, говорят, что это обязательно надо сделать.
В чем дело?!
Марина Федоровская
ФОТО
[
Максим Седов, Михаил Гутерман
К
то может стать героем нашего журна-
ла - красавец-мужчина с правиль-
ным лицом, имиджем обольстителя и
репутацией гения? Король андегра-
унда или очевидная рок-звезда со
всеми вытекающими последствиями. А если
это человек, который отвечает духу времени
пьесами и спектаклями, вызывая волну пони-
мания среди вполне "продвинутых" людей.
Почему мы вдруг должны наплевать на свои
антитеатральные взгляды и вывести его на
страницах ОМа как героя нашего времени? Ну
просто потому, что он таковым и является. А
это значит, что он ломает стереотипы, прису-
щие своему времени. Или, наоборот, настоль-
ко четко и остроумно их формулирует, что это
стоит услышать. Чтобы самим опровергать?
труппы, ни декорации, ни актеров.
Только один человек, который выво-
рачивается наизнанку, как клоун на
арене. Один раз я видела как очень
страшная актриса читала "Медею" Еврипида.
Мне до сих пор страшно. Эти корчи, слезы, ис-
терика сплошная. Мне кажется, что только
Юрский и Демидова могут оправдать высокую
ипостась пресловутого "театра одного акте-
ра". Но, стоп, резкий поворот - Женя Гришко-
вец. Некрасивый, картавит, нестройный, смеш-
ной. Но! Произошло совмещение персонажа,
автора и исполнителя. Именно этого человека
волнует тот факт, что одновременно тысяча
самолетов летят сейчас в небе, и тысяча, нет,
несколько тысяч поездов едут, и это именно
ему хотелось спеть так, как Элвис. И именно
он смог множество своих ощущений от очень
странной жизни сыграть.
48
АПРЕЛЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 39 ОМ 2000 04 читать онлайн следующая страница 41 ОМ 2000 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст