культ
Саша Штерн
А
екабрь 1992 года. Приехав на
открытие в Нью-Йорке перво-
го в США отделения Armani
Exchange, молодежного вари-
анта Emporio, Джорджио Ар-
мани заглянул в
Stüssy
- ма-
ленький магазинчик, по соседству торгующий
рубашками, куртками и бейсболками с лого-
типом в стиле граффити. "Не конкурент!" -
подумал Армани. И ошибся.
Сам Шон Стюсси тоже не подозревал, что за-
воюет такую известность среди модников все-
го мира, когда 19 лет назад начал штамповать
свою уникальную подпись на футболках с це-
лью пропаганды.
.. серфинга и продажи досок.
Вот так, случайно, Стюсси изобрел уличный
стиль. Он основал свой именной лэйбл и на
тот момент оказался единственным произво-
дителем дизайнерской одежды для молодых
людей. До рождения Gap и Tommy было еще
очень далеко. Даже термин "уличный стиль"
еще не изобрели (он вошел в обиход в начале
90-х). Стюсси взлетел на Олимп моды благода-
ря несомненному таланту, удачному моменту и
дружбе с только-только появляющимися ди-
джеями, клипмейкерами и стилистами. А такие
личности, как Ян Браун из
Stone Roses,
Голди
(у него самая большая коллекция Stüssy в ми-
для серфинга в возрасте 13 лет и к 23-м годам
приобрел хорошую репутацию в родном го-
родке Лагуна Бич. В 1979 году он начал под-
писывать доски, отчего они сразу же приобре-
ли необычный, "дизайнерский" вид. Интерес
Шона к одежде возник из той же потребности
выделяться из толпы. Он стал завсегдатаем
складов военного имущества, где покупал
штаны большого размера и обрезал их по ко-
лено. Так Шон и его друзья, которые носили
этот самопал, прослыли крутыми парнями.
Серфер-Стюсси вовсе не был эдаким пляж-
ным бездельником, который от нечего делать
убедил Фрэнка Синатру, что было бы неплохо
вместе заняться одежным бизнесом. У него
уже были в голове определенные идеи по по-
воду одежды, но на это требовались деньги.
В 1980 году Синатра одолжил Шону $5000 на
изготовление футболок. Через год партнер-
ство было оформлено документально, благо-
даря чему из местных банков удалось выка-
чать дополнительные кредиты.
В первый год фирма заработала $1000, во
второй - $10000. Синатра занимал деньги на
производство везде, где только мог. Оба они
семь лет проработали без зарплаты! Шон ре-
шил производить весь ассортимент одежды и
благодаря этому в 1986 г. получил первый
большой заказ - на джерси и пляжные шта-
ны. Заработав неплохие наличные, Стюсси
Теперь
tp i
er
іает,
что сегодня вго совершенно не интересует,
что носят подростки на улице.
ре) и Мик Джонс из
Clash,
были и остаются
его поклонниками.
Сам Стюсси был искренне потрясен таким ус-
пехом, ведь его достижения были основаны
не на холодном расчете дельца, а на тонком
восприятии и полном отсутствии пиетета пе-
ред условностями модного бизнеса. Эти эле-
менты сразу же обеспечили компании рост и
породили миф, которым она окутана до сих
пор. В конце концов они привели Stu'ssy к
кризису и неожиданному отъезду хозяина на
Гавайи в Новый 1996 год. Стюсси в возрасте
42 лет стал отшельником-миллионером. Те-
перь его компанией руководит старый дело-
вой партнер Шона Фрэнк Синатра (не имею-
щий никакого отношения к певцу).
Имея пакет акций нью-йоркского и лос-анд-
желесского отделений Stussy, сам Шон все
свое время теперь тратит на серфинг и се-
мью - жену и двух взрослых сыновей - и ут-
верждает, что сегодня его совершенно не ин-
тересует, что носят подростки на улице. За
прошедшее время он дал лишь несколько ин-
тервью и все они были малоинформативны.
Именно поэтому имеет смысл говорить толь-
ко о прошлом этой модной марки.
Шон Стюсси родился в 1954 году в семье ра-
ботника типографии. Он начал делать доски
начал путешествовать. Ему хотелось между-
народного признания, как у тех, кем он вос-
хищался - Рэй Кавакубо и Армани. И Шон
обосновался в Нью-Йорке.
Его новый компаньон Пол Миттлман позна-
комил Шона с кругом представителей мест-
ной музыкальной культуры. После каждой
запомнившейся встречи Шон посылал новым
знакомым в качестве благодарности коробку
одежды.
Музыка стала "связующим агентом" этой
многочисленной и разрозненной группы.
Шон постоянно получал новые записи своих
дружков ди-джеев; в его творчестве - льви-
ной символике, в красных, золотых и зеленых
мотивах - проявилась любовь к регги; хип-
хоп тоже не остался в стороне. Серфингист-
ские примочки полностью сменились на ур-
банистические, что соответствовало столич-
ному образу жизни Шона.
В 1990 году он послал всем знакомым куртки
с эмблемой "Сотрудник Stüssy". Затем друже-
ская шутка была слегка растиражирована,
появилась надпись "Международное Племя
Stüssy" (IST, Internatinal Stüssy Tribe), а за-
тейливый логотип в стиле граффити превра-
тился в некий знак отличия - как герб на
клубном пиджаке. К "шайке Шона" захотели
примкнуть все новые и новые знаменитости.
Через год состоялось первое и последнее
официальное сборище Племени в Токио, на
открытии пятиэтажного ночного клуба Gold,
куда членов 1ST привезли на самолетах.
Удивительно, но компания Stüssy за все свое
существование потратила на рекламу не
больше $100000, что по меркам модного биз-
неса является мизером, - благодаря подар-
кам-экспромтам, когда все нужные люди но-
сили в правильных местах именно его одеж-
ду. Кроме того 1ST предвосхитило одно из
основных направлений рекламы последнего
десятилетия: оно обращалось к молодому по-
требителю на его уровне.
Стюсси можно назвать Малколмом МакЛаре-
ном уличного стиля. Он очень
весело
зани-
мался бизнесом, но порой этого веселья ока-
зывалось слишком много. Шон работал по
вдохновению и не стремился заполнить мага-
зинные полки. За успехом наступила полоса
неприятностей. А тут еще по проторенной им
дороге двинулись десятки компаний-произ-
водителей уличной одежды. Глава фирмы,
как типичный аутсайдер, абсолютно не испы-
тывал интереса к тому, чтобы идти в ногу со
стремительно развивающимся рынком, и поз-
волял себе месяцами отдыхать на Гавайях.
Однажды вечером Шон ушел из офиса и
больше уже не вернулся.
Зачем? Он сам не может толком объяснить,
утверждая при этом, что бросить труд всей
своей жизни и отказаться от соблазна утро-
ить капитал для него было совсем не трудно.
Впечатляет? Конечно же, впечатляет, когда
кто-то умеет ценить независимость выше
прямой огневой мощи.
Шон Стюсси стал неуловимым отшельником, но
его дух сохранился в созданной им компании.
Внешне она реорганизовалась, чтобы выжить в
жестоких условиях рынка street wear, ею же и
созданного. А сам Стюсси теперь одевается в
Helmut Lang, Prada
и
Jil Sander.
Однако на досу-
ге подумывает, не открыть ли еще одну линию
одежды - такой, которую он с удовольствием
хотел бы иметь, но нигде не может найти.
©
ОМ
АПРЕЛЬ 2000
53
предыдущая страница 43 ОМ 2000 04 читать онлайн следующая страница 45 ОМ 2000 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст