Фассбиндер
0
. Он также многое перенял у Бертольда
Брехта в плане "отчуждения" матери-
ала и трансформации "низменных" жанров
комедии и мелодрамы в возвышенное ис-
кусство "трехгрошового кино". Вкус к раз-
венчанию
буржуазного,
филистерского,
трусливого существования мелких, но ам-
бициозных людишек Фассбиндер проявлял
и в ранних работах
"Боги ч у м ы "
(1969) и
"П очему го сп о д и н Р.
подверж ен а м о к у ? "
(1970), и в более поздних -
"С а т а н и н с к о е
зе л ь е "
(1976),
"Б о л ъ ви зе р "
(1977) и
"О т ча-
я н и е "
(1978, на мой взгляд, наиболее адек-
ватная экранизация произведений Влади-
мира Набокова).
Наконец, у него были фильмы, больше по-
хожие на обнаженно интимные высказыва-
ния - "
К ула чн о е п р а во с в о б о д ы "
(1975) и
"В год т р и н а д ц а т и л у н "
(1978). Месяц
июнь стал точкой отсчета в отчуждении и
тотальном одиночестве для транссексуаль-
ного героя этой ленты, в результате най-
денного мертвым в своей квартире. Июнь
был последним месяцем и в судьбе режис-
сера.
“В год т р и н а д ц а т и л у н "
примыкает и
к тем произведениям в богатой фильмогра-
фии Райнера Вернера Фассбиндера, кото-
рые рассказывают об изгоях (начало было
положено в раннем шедевре "
К а т ц е л ъ -
м а хе р ”
1969 года). Фассбиндер часто выво-
дил на первый план ненормальных, патоло-
гических личностей. По его мнению, эти
"святые проститутки" женского и мужского
пола, равно как иммигранты-рабочие или
же анархисты и коммунисты, преследуемые
за политические убеждения, являются жер-
твами. Они сталкиваются с нетерпимостью,
"кулачным правом свободы", подавлением
и уничтожением со стороны властей, обще-
ства, толпы, присваивающих себе право вы-
ступать от имени немецкого народа.
"Мои ф ильм ы част о к р и т и к у ю т за п е с с и -
м изм . На сам ом д еле, я п о к а зы в а ю л ю д я м ,
что все идет не т ак, ка к надо, п о т о м у ч т о
ст рем лю сь п р е д у п р е д и т ь : т а к и б у д ет , е с -
л и они не и зм е н я т свои ж изни. П о ка за в,
как р а бо т а ю т м е х а н и зм ы п р о и с хо д я щ е го ,
я хочу за ст а в и т ь л ю д е й о с о зн а т ь н е о б х о -
димост ь и зм е н е н и я их с о б с т ве н н о й р е а л ь -
ност и. И т о гд а о к о н ч а т е л ь н ы й р е з у л ь -
т ат буд ет п о ло ж и т е ль н ы м .
Р а зв е эт о
пессим изм ?"
Кинематограф для Фассбиндера стал сред-
ством обнаружения подавляющих и закаба-
ляющих отношений и способом избавления
от навязываемых обществом догм, норм по-
ведения. Он отрицательно относился к
анархизму и терроризму, считая:
"Т ер р о -
ризм - идея, порож денная к а п и т а л и зм о м ,
чт обы о п р а вд а т ь м ер ы по с о х р а н е н и ю в
безо п а сн о ст и с а м о го к а п и т а л и з м а "
.
Но
еще сильнее Фассбиндер ненавидел госу-
дарственную систему "узаконенного наси-
лия", аппарат нивелирования человеческих
индивидуальностей, политику выталкива-
ния в маргинальные пределы, всех неугод-
ных действующему порядку. Манипуляция
людьми (будь она предпринята коммуни-
стами, фашистами, капиталистами или же в
узком семейном кругу - собственными род-
ственниками) неприемлема для Фассбинде-
ра. Эта центральная тема присутствует в
стилистически изощренной, на редкость
лаконичной в выразительных средствах
черно-белой экранизации
"Эф ф и Б р и с т
Ф о н т а н е "
(1972-74, по роману немецкого
классика Теодора Фонтане), в пышной, ба-
рочной, красочной фреске-мелодраме на-
цистских времен
"Л и ли М а р л е н "
(1980) и в
порой шокирующей версии
" К е р е л я "
Жана
Жене.
У его коллеги, Хельги Зандерс-Брамс, была
лента под названием "
Г е р м а н и я , б л е д н а я
м а т ь " .
Учитывая сложные, натянутые от-
ношения Фассбиндера с матерью (с ней он
ожесточенно спорит в автобиографической
новелле из фильма
"Г е р м а н и я о с ен ью "),
его
восприятие Германии не имеет ничего об-
щего с образами матери-родины или жены-
страны. Поначалу она казалась ему ветре-
ной девицей, бездумной компаньонкой по
молодым эскападам, ернической "святой
блудницей" (как в картине "
П ред о ст ер еж е-
н и е п е р е д с в я т о й б л у д н и ц е й " .
В средний
период творчества, где-то в 1974-77 годы,
стала страдающей и требующей сочувствия
чужой женой
("Э ф ф и Б р и с т
Ф о н т а н е " ,
"М а р т а "),
уже немолодой тещей или про-
сто соседкой
("С т р а х ест ь д уш а ", ".В о зн е -
с е н и е м а т у ш к и К ю с т е р с " ).
Но с 1978 года, при появлении на экране
Марии Браун, Лили Марлен, Лолы и Веро-
ники Фосс (заметьте, что имена всех геро-
инь значатся в названиях), Германия окон-
чательно превратилась в "вечную невес-
ту", на манер этих фассбиндеровских геро-
инь. Одна погибает, так и не успев зажить
счастливой жизнью со своим "отсроченным
мужем"; другая является недостижимым
идеалом чуть ли не для всех солдат второй
мировой войны; третья все-таки соглаша-
ется на выгодный брак, но тоже обречена
на скорую смерть; чего уж говорить о чет-
вертой, никому уже не нужной бывшей ки-
нозвезде, наркоманке и психопатке, кото-
рая представляется женским двойником са-
мого Фассбиндера, найденного на полу
собственной квартиры через несколько ме-
сяцев после выхода на экран
"Тоски В е р о -
н и к и Ф осс".
Между прочим, рядом с ним ле-
жал сценарий предполагаемого фильма о
повенчанной с революцией Розе Люксем-
бург, в роли которой режиссер хотел сни-
мать Роми Шнайдер, по роковому стечению
обстоятельств
тоже
позволившую
себе
умереть всего за 12 дней до кончины Фас-
сбиндера.
Так можно ли вообще решить однозначно,
кем он был сам - бунтарем, одержимо пы-
тавшимся изменить в корне неверный по-
рядок вещей; защитником всех униженных
и оскорбленных, к коим продолжал при-
числять и себя; эстетом-циником, открыто
спекулирующим на своих маниях и поро-
ДИРЕКТОРИЯ
МОДЫ
Страницы: 6 2 -6 5
ЗА ПОЛЧАСА ДО ЛЕТА
VERRI, ALBERTO GUARDIANI, GIORGIO FOR-
NASIERO, ACHT EXTE, EXTE JEANS, CALVIN
KLEIN
в магазине "Подиум", Москва, Новин-
ский бул., 18, тел.: (095)202-46-86.
CERRUTI
ARTE
в бутике Cerruti, Москва, Столешников
пер., 16/11, тел.: (095)745-79-97.
LEVI'S,
CHEVIGNON
в Торгово-развлекательном ком-
плексе "База 14", Москва, Столешников пер.,
14, тел.: (095)733-92-00.
KENZO
в бутике
Kenzo, Москва, ул. Петровка, 10, Петровский
пассаж, тел.: (095)921-29-37.
PRADA
в бути-
ке Ego, Москва, Смоленская пл., 3-5, Смолен-
ский пассаж, 1 этаж.
QUICKSILVER
в магази-
не Quicksilver, Москва, ул. Б.Дорогомилов-
ская, 5, тел.: (095)931-91-71.
HOMEBOY, 2
YOU, HUGO BOSS, MATINIQUE, KANGOL
в бу-
тике "Седьмой элемент", Москва, Смоленская
пл., 2/54, тел.: (095)241-28-21.
VIVA COL-
LECTION NY
в бутике "Детали", Москва, ул.
Малая Бронная, 27/14, тел.: (095)203-68-03.
Страницы: 6 8 -7 3
СЕРГЕЙ БОДРОВ
СОММЕ DES GARÇONS
в бутике Le Form, Моск-
ва, Поварская ул., 35/28, тел.: (095)291-64-
36.
Страницы:
80-85 ЗА СОЛНЦЕМ В КАЛИФОР-
НИЮ
BIRYUKOV
в бутике "Депо", Москва, Олим-
пийский просп., 16, спорткомплекс "Олим-
пийский", тел.: (095)935-88-45.
Страницы:
106-109 АНИМАЦИЯ
CHEVIGNON
в
Торгово-развлекательном
комплексе "База 14", Москва, Столешников
пер., 14, тел.: (095)733-92-00; в Галерее Ак-
тер, Москва, ул. Тверская,
16/2,
тел.:
(095)735-77-80; в гипермаркете "Рамстор",
Москва, ул. Ярцевская, 19, тел.: (095)975-
26-90; в магазине Levi's Original Store, Мо-
сква,
ул. Садовая-Спасская,
3,
тел.:
(095)975-26-90.
Страницы: 1 2 8 -1 2 9
ДЕТАЛИ ДЛЯ КУХНИ
В
магазинах
"Домино",
Комсомольский
просп., 27, тел.: (095)245-35-95 и "Калинка-
Стокманн",
Смоленская
пл.,
3/5,
тел.:
(095)971-1-22.
ках; художником, заключившим "договор с
дьяволом" (таков подзаголовок
"К е р е ля ",
посмертного фильма Фассбиндера).
Фассбиндер любил дёблиновского героя
Биберкопфа, что в переводе с немецкого
означает "голова бобра". С
имиджем бобра
тоже связано представление об упорстве и
трудолюбии, чего Фассбиндеру - не зани-
мать. Он строил свой кинематограф в тече-
ние 14 лет - и эта плотина поныне высится
как не подверженное никаким напастям
прочное сооружение. Интересно, что есть
еще поговорка "убить бобра", интерпрети-
руемая так: "обманувшись в расчетах, по-
лучить плохое вместо хорошего". Вот уж
точно - если кому этот немецкий режиссер
и мешал, пока жил, то от его преждевремен-
ной смерти никому не стало лучше.
предыдущая страница 125 ОМ 2000 05 читать онлайн следующая страница 127 ОМ 2000 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст