надоевшая
мистика
Питер Акройд
“Чаттертон”
Аграф, 2000
Питер Акройд
“Процесс Элизабет Кри”______________________________________
"Иностранная литература", М„ 2000
Формально оба эти произведения можно отнести к детективному жанру. И там, и туг присутст-
вуют таинственные смерти, на первый взгляд, имеющие мистическую подоплеку. Да и вообще,
в этих двух романах достаточно мистики, но не пугающей, а самой что ни на есть бытовой. И -
дорогой читатель! - это не удивительно. Ведь автор книжек не кто иной, как Питер Акройд
консультант некоторых серий “Секретных материалов" и соавтор почти всего “Пси-фактора",
брат Дэна Акройда, который придумал и сделал "Охотников за привидениями". Пока младший
брат Дэн покорял мир музыки (создав The Blues Brothers Band с Джоном Белуши), Голливуд
(сыграв фильмах эдак в тридцати, если чутье мне не изменяет) и желудки американцев (явля-
ясь совладельцем сети ресторанов The House of Blues), старшенький Питер все писал и писал.
Сначала его не любили, но потом дали премию Сомерсэта Моэма за "Завещание Оскара Уайль-
да", апокриф предсмертного дневника опального английского юмориста. С тех пор Питер Ак-
ройд чувствует себя прекрасно, пишет чуть не по книге в год и все про умерших поэтов да пи-
сателей. Страшную тайну источников своего бурного творчества он приоткрывает в книге
"Чаттертон", почти историко-биографической, если б не хитросплетение нескольких времен-
ных и тематических пластов, да не желание рассказать о себе-любимом устами героев.
В "Процессе Элизабет Кри" (настоящее название "Дэн Лино и лаймхаусский голем") интрига
обходится почти без саморефлексий автора и дает правдоподобную картину Лондона конца
19 века. В центре событий - мир мюзик-холлов. Мы наблюдаем за младенческими шажками
современной эстрады - Акройд приводит даже тексты шлягеров того времени, сценические
приемы актеров/певцов. Как метко выразился Филипп Киркоров в присутствии сотрудника
газеты "Мегаполис-Экспресс": "Настоящий мужчина на сцену не выйдет" (однако, полезно
ездить в метро и почитывать газеты через плечо обывателей). Кстати, Акройд идеален для
метро, если только
б ы
не спешите. Возникает неумолимое желание проехать по кольцу еще
раз. Или посидеть на лавочке, якобы в ожидании следующего поезда. Ведь в пришедшем-то
и сесть некуда, а читать хочется, чтоб только уши торчали из того мира, а открывая книжку,
произносить заклинание: "Вот мы и снова тут как тут!". Ключевая, кстати, и вполне магиче-
ская фраза, принадлежавшая голему из Лаймхауса.
0
Анаис Нин
“Дельта Венеры”___________
Новая коллекция, АМФОРА, С-Пб 1999
Д аж е если вы терпеть не можете пор-
нолитературу, купите эту книж ку. Она
совсем небольшая, легко читается и
принадлежит перу первой в истории
современной литературы порногра-
фине, подружке Генри Миллера. Ра-
зумеется, вы смотрели фильм "Генри
и Д ж ун" (по ее одноименному рома-
ну) про любовный квадрат: сам Мил-
лер, его ж ена Джун Мэнсфилд, автор
рецензируемой книги Анаис и печат-
ная машинка. Начало карьеры Анаис
Нин было неважнецким, и чтобы за-
работать на жизнь, она брала заказы
у некоего "коллекционера", любителя
жесткого порно - доллар за страницу
текста. Коллекционер требовал от
нее отнюдь не литературы, говоря:
"Сосредоточьтесь на сексе. Забудьте
о поэзии". "Я собрала вокруг себя
поэтов, и мы все писали удивитель-
ную эротику, - вспоминает в преди-
словии к сборнику рассказов "Дельта
Венеры" Анаис Нин. - Когда нам при-
ходилось сосредотачиваться исклю-
чительно на чувственности, возника-
ли бурные поэтические всплески.
При помощи эротики мы пошли, ско-
рей, по дороге святости, чем беспут-
ства". И далее: "Педерасты писали от
лица ж енщ ин. Скромники описывали
оргии. Фригидные женщины расска-
зывали о яростном удовлетворении.
Самые поэтические натуры предлага-
ли сцены зверства, а самые чистые
упражнялись в извращениях. Всех
нас одолевали истории, которых мы
не могли рассказать". Фригидная Л и-
лит, мечтающая о ш ариках с мягкой,
похожей на кожу, поверхностью, ко-
торые вводят в чрево женщины Ост-
Индии, Мануэль, с ума сходящий от
возможности расстегнуть ширинку в
вагоне трамвая, монпарнасская ху-
дожница Мафука, не находящая вза-
имности. Скупая эротика Анаис срод-
ни восточным философским притчам.
Она выдержана. Там, где в мужском
порно - вульгарные подробности, у
Анаис - описание деталей интерьера
или уместное прилагательное. Что ме-
тит прямо в цель.
О
Н.Н.Михайлов
“Сватовство смерти
(Танец над бездной или
топология пути Воина)”
Серебряные нити, М„ 2000
И снова к фильмам. Относительно не-
давно просмотренным. Тем, кто решил
ступить на тропу преданности и бес-
страшия прямо после выхода из кино-
театра, адресована серия "Путь Воина".
Первую книгу серии я купила просто
из-за названия - "Сватовство смерти".
Н.Н. МИХАИЛОВ
СВАТОВСТВО
С5ИЕРТИ
Не правда ли, увлекает? Чтение не
вполне оправдало ожидания, хотя тут
тебе и самураи, и Хуан Матус, и ассаси-
ны, и Сергий Радонежский, и берсерки
- воины хоть куда. Автор - каратист с
25-летним стажем, черный пояс. Эта
книга у него первая, поэтому не стану
ругать особо ни за стиль, ни за что дру-
гое. Писательство - дело хорошее, осо-
бенно сейчас, в городе, в большом го-
роде, населенном потенциальными
Псами Призраками.
0
Татьяна Арефьева
22
МАЙ 2000
ОМ
предыдущая страница 18 ОМ 2000 05 читать онлайн следующая страница 20 ОМ 2000 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст