т+мярм
К
ультовый режиссер, которого поклон-
ники называют японским Скорсезе,
полностью изменил отношение к
японскому кино на Западе. Его филь-
мы не избегают насилия, но далеки
от обычных боевиков восточных
кварталов, его действие динамично в противо-
вес японской традиции, но все так же вдумчи-
во и философично. Китано - эстет, но его
фильмы понятны и ребенку. А в своей послед-
ней картине
"Кикуджиро",
названной в честь
отца, Китано и вовсе смотрит на мир глазами
ребенка. Этот неожиданно сентиментальный и
трогательный фильм еще раз заявил об абсо-
лютной непредсказуемости этого режиссера.
"Я почти никогда не разговаривал со своим
отцом, -
вспоминает Китано. -
Когда мы с
братьями
(их у Китано было трое и все -
старшие)
слышали его шаги, то убегали и
прятались. Я подозреваю, что он был членом
местной мафии - якудза, но чтобы сберечь
добрую репутацию, работал маляром".
У се-
мьи Китано первой в квартале появился теле-
визор, в чем можно увидеть прозрачный на-
мек на профессиональное будущее Такеши.
По настоянию матери, после школы Китано
отправился в колледж учиться на инженера,
но уже на третьем курсе забил на учебу:
"Мо-
ей мечтой была престижная работа где-ни-
будь на заводе Нопба, но на дворе был 68-й, в
разгаре - волна студенческого движения.
Маркс и Ленин значили тогда для всех боль-
ше, чем собственная карьера или постоянная
работа. Я понял, что неплохо было бы присо-
единиться, познакомиться с девчонками.
..
Так я устроился на работу в стрип-клуб".
В 1972 году Китано объединился с одним из
Beats",
ориентируясь на достижения амери-
канских юмористов-беспредельщиков, а также
на традиции национального комического сти-
ля "манзай", стебали все подряд, снискав при-
знание в разнузданной студенческой среде.
Но однажды создатель легендарной
"Импе-
рии чувств"
Нагиса Осима пригласил Такеши
сыграть в своем телесериале. Китано согла-
сился, и сериал тут же стал сенсацией. Вско-
ре Китано дебютировал в кино - в фильме
“Данпу-Ватаридори"
Икуо Секимото. Но на-
стоящий прорыв Китано в большом кино про-
изошел в 1983, когда он сыграл грубого, дву-
личного и no-пейзански смекалистого сер-
жанта Хару в фильме "
Счастливого Рождест-
ва, мистер Лоуренс!".
Время неизбежного
режиссерского дебюта пришло в 1989 году:
режиссер Кинджи Фукасаку, снимавший оче-
редной фильм с Китано под названием
"Жес-
токий полицейский",
вылетел с проекта, и за
штурвал встал сам актер.
• • •
Характерный почерк Китано - в "фирмен-
ных" сценах насилия. Такеши отвергает фор-
мализм американского (или гонконгского)
кино с эффектными углами съемки и движе-
ниями камеры, превращающими "жесткие"
сцены в чисто условное зрелище. Он воздей-
ствует на зрителя, используя статичные, эмо-
ционально отстраненные кадры. Это пришло
ему на ум под влиянием документального
фильма
"Viet Cong Guerilla",
съемки, сделан-
ной американским солдатом в 1968 году во
Вьетнаме.
• • •
В 1990 году Китано снимает свой самый бе-
зумный фильм -
"Точка кипения" -
отвяз-
ную экстраваганцу об обкуренном механике,
устраивающем кровавую заварушку с мест-
но на композиционную структуру
"Крими-
нального чтива".
А через три года Китано
снимает
“Сонатину" -
фильм, который кое-
кто до сих пор считает лучшим за 10 лет его
режиссерской деятельности. Сам Такеши
сыграл в нем достигшего немалых професси-
ональных успехов убийцу якудзы по имени
Мурикава, погруженного в экзистенциальное
переосмысление собственной жизни на фо-
не безмятежных морских пейзажей Окинавы.
"Мурикава хочет завязать. Но в Японии это
- позор. Он понимает, что его должны
убить. Я хотел показать, что происходит в
голове человека, предчувствующего близкую
смерть."
В следующем году, только закон-
чив работу над комедией
"Получил чего-ни-
будь?",
Китано и сам столкнулся с костлявой
девицей лицом к лицу. Вечером 2 августа
1994 года Такеши здорого перебрал. Осед-
лав свой мопед, он не застегул шлем, уснул
за рулем и разбился. Результатом катастро-
фы стали многочисленные трещины в чере-
пе, сломанная челюсть и паралич правой по-
ловины лица.
Увечье сделало "Beat" Такеши еще более не-
однозначным актером, его лицо наполовину
превратилось в маску - вполне в духе япон-
ской театральной традиции. После аварии
Китано бросил пить и играть в свой любимый
гольф, посвятив все время музыке и рисова-
нию. Прекрасные коллажные рисунки Китано
составляют главное очарование фильма
"Фей-
ерверк",
ставшего первым по-настоящему
мощным международным триумфом режиссе-
ра ("Золотой Лев" венецианского КФ-97).
Живопись Китано иногда кажется оригиналь-
нее самого фильма - щемящей вариации на
тему
"Сонатины".
Тем неожиданнее просвет-
ленное блаженство нового фильма режиссе-
Я хотел показать,
что
происходит в
голове
человека,
предч
элизкую
смерть.
новых знакомых Кийоши Канеко, чтобы соз-
дать клоунский дуэт под названием
"Two
Beats"
(кстати, в титрах своих фильмов Китано
будет подписываться - "Beat" Takeshi)."Avo
ной якудзой. Безбашенное построение
фильма так потрясло юного киномана Квен-
тина Тарантино, что он неизменно упоминает
влияние, оказанное вторым фильмом Кита-
ра, названного смешным именем отца -
"Ки-
куджиро”.
Новый фильм Такеши Китано "Кикуджиро
"
выходит в российский прокат в мае.
44
МАЙ 2000
ОМ
предыдущая страница 37 ОМ 2000 05 читать онлайн следующая страница 39 ОМ 2000 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст