Фетишист Негре НЯНИ
ди без ног, рук, глаз, губ, гениталий. Или, наоборот, лю-
ди с чересчур большими гениталиями. Живые или мер-
твые
- не важно.
.. "У
него нет задачи шокировать
з р Щ в я я , он ст рем ит ся к тому, чтобы сделать сни-
маемое
т ело красивым - насколько эт о возможно
", -
ЖВОрит одна из студенток, посещающих лекции Витки-
на. Он
часто обсуждает замысел со своими моделями,
еИротересны идеи и фантазии, которые приходят им
В голову,
но результат - это полностью заслуга автора.
ИИИескуто красоту скульптуры Антонио Пановы
Щ а ц и и (Le Grazie)
Виткин превращает в красоту не-
приглядную в своих
Грациях (The Graces)
1998 года. На
этой фотографии три девушки, на первый взгляд, дей-
ствительно красивые в общепринятом понимании, к
ужасуврителя оказываются тремя гермафродитами в
маскА. Та же композиция, что и у Пановы, но совер-
шен» другой контекст. Здесь больше нет света невин-
носвуфигуры скрыты за темными помыслами. Но, ес-
ли взглянуть с другой стороны, то эти образы покажут-
ся прекрасными в своей темноте. В обратной реально-
сШ
А^вкина гермафродит - это своего рода модель со-
общества. Если верить, что Бог создал вместе мужчину
и женщину, почему бы им не быть единым целым? В
своей работе
Боги Небес и Зем ли (Gods o f Heaven and
Earth)
1988 года, переложении одной из самых извест-
ных картин Ботичелли, Виткин также переворачивает
установленные стандарты (отчасти и принадлежащие
перу Ботичелли), создавая свою новую красоту.
то Женщина - создатель чуть поменьше, потому что она наделена способностью ро-
жать. "Я
пы т аю сь персон и ф и ц и р о ва т ь м и ф о ло ги ч ески й образ ист очника всей ч е-
ло веческо й ж изни", -
объясняет свою теорию Виткин. Эта попытка сделана в
М ат е-
р и и р е б ен ке (M other a n d Child,
1979). Женщина держит ребенка на руках. Она раз-
дета, но интерес этой фотографии в другом: рот матери чудовищно изуродован же-
лезными скобами, которые раздирают его так, что кажется, будто женщина кричит
в агонии. Рождение начинается с боли - это часть человеческого существования.
Смерть
Ужас, который Виткин вызывает своими фотографиями, происходит не от желания
шокировать, но, скорее, - объяснить.
"Я делаю сним ки не д ля того, чт обы расст ра-
иват ь лю д ей .
.. Я ф от ограф ирю смерт ь, пот ом у чт о эт о част ь ж изни! Я смот рю
вслед смерт и, пот ом у чт о дум аю о ж изни. Ж изнь - эт о одна част ь сущ е-
ст вования, см ерт ь - д р у га я ."
Его фигуры меньше всего персоны, они - сим-
волы. Одна из самых ужасных фотографий Виткина -
П раздник еды (Feast o f
Fools,
1990): на первый взгляд это обычный натюрморт, отсылающий к кар-
тине Яна Дэйвидза де Хима
Н ат ю рм орт с ф рукт ам и и ом аром (Still Life w ith
Fruit and Lobster),
но вдруг среди фруктов замечаешь части мертвых тел -
ноги, рука, кусок ступни - и даже труп младенца. Так рождающиеся образы
объединяются в символ. Ужасный и красивый одновременно,
В конце концов, красота - это образ, который нельзя
потрогать. Она дает возможность человечеству за-
глянуть внутрь себя. Если образы Виткина не краси-
вы, то только потому, что они больше, чем просто
красивы. Они обладают силой, которая открывает
другой уровень мышления и
позволяет приблизиться к не-
му. Возможно, настоящая сила
работ Виткина в той смелости,
с которой он показывает об-
ратную сторону красоты, об-
ратную сторону нас самих, и в
некотором смысле обратную
сторону Бога. Наждый образ -
это ответ и одновременно во-
прос. Он дает понять, что мир
не делится на черное и белое,
а красота и извращение сосу-
ществуют, как
две стороны
одной реальности.
ф
Спаситель приматов (19821
На фоне общепринятой модели образы Виткина кажутся нереальными, но на са-
мом деле они куда более реалистичны, чем представляется на первый взгляд. В
отличие от поп-культуры, Виткина интересуют персонажи, которые не отвеча-
ют никаким стандартам красоты, а напротив, чудовищно безобразны: карлики,
толстяки, транссексуалы, гермафродиты, люди с горбами, рогами, крыльями, лю-
предыдущая страница 88 ОМ 2000 05 читать онлайн следующая страница 90 ОМ 2000 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст