Р а й
учшая
десятка
р а
Вернера
Фассбиндера :
1.
“Гибель богов”
(1969) Лукино Висконти
2.
“Нагие и мертвые”
(1958) Рауля Уолша
3.
“Лола Монтес”
(1955) М акса Офюльса
4.
“Фламинго-роуд”
(1949) Майкла Кертица
5.
“Сало, или
120
дней Содома”
(1975) Пьера
Паоло Пазолини
6
.
“Джентльмены предпочитают блондинок”
(1953) Ховарда Хоукса
7.
“Обесчещенная”
(1931) Джозеф а Ш тернберга
8
.
“Ночь охотника”
(1955) Чарльза Лотона
9.
“Джонни Гитар”
(1954) Николаса Рея
10
.
“Калина красная”
(1974) Василия Шукшина
самой разной работой, несколько месяцев проучился на актерских курсах, а в 1965 году прова-
лился на экзаменах на режиссерский факультет Берлинской киношколы (что позже не раз с уко-
ром припоминал, как и свой позорный дебют на Берлинском кинофестивале, когда в 1969 году
журналистами была просто осмеяна его первая лента
"Любовь холоднее чем смерт ь").
Еще в середине 60-х, будучи обыкновенным кинолюбителем, Райнер Вернер как-то исхитрился
снять две короткометражки
"Городской бродяга"
и
"М аленький хаос",
сыграв в них главные ро-
ли, а с 1967 года стал выступать в мюнхенском "Акцион-театр", уже через год основав собствен-
ную труппу "Анти-театр", из которой вышли его будущие актеры. Он работал вместе с постоян-
ной командой, из которой безжалостно изгонял тех, кто осмеливался перечить (например, Хан-
ну Шигуллу Фассбиндер игнорировал целых четыре года).
надеюсь жить долго
,
чт обы снят ь ещ е дюжину фильмов, кот оры е предст авляли бы Герма-
нию во всей ее глобальност и, такой, как она ви д и т ся.
" (Из интервью французской газете
"Монд" за год до смерти.) После смерти Фассбиндера трудолюбивые исследователи его жизни и
творчества раскопали в церковных записях в баварском городке Бад Вёрисхофен свиде-
щ
тельство о том, что появление на свет маленького Райнера Вернера на самом деле состоя-
лось не 31 мая 1946 года, а годом ранее. Казалось бы, ерунда, случайность.
.. Но благодаря
ей все обретает совершенно иной смысл.
Получается, что Фассбиндер скоропостижно умер 10 июня 1982 года где-то между тремя и
пятью часами утра (по официальной версии - от "закупорки сосудов мозга", а на самом де-
ле от передозировки наркотиков) в роковом возрасте 37 лет, когда умирали или погибали
многие гении мировой культуры. Эта мрачная символика немаловажна. Как и то, что он
оказался ровесником Новой Германии, обретшей труднопреодолимый комплекс вины пе-
ред миром.
Режиссер стремился ухватить бывший и настоящий облик Германии - и поистине успел это
сделать! Не только из-за своей творческой плодовитости: за 14 лет деятельности в кино он
снял 37 (опять эта мистическая цифра!) игровых фильмов, к большинству которых сочинил
сценарии, нередко снимался в них как актер, поставил два телесериала, активно трудился в
театре, написал 17 пьес, в том числе 8 оригинальных! Забавно - в одном из ранних интервью
Фассбиндер поспешил покаяться: "Я
не т ак уж плодовит ".
Кстати, на ту же тему ядовито,
но точно высказался Вернер Херцог: "
Фассбиндер плодовит , как кролик: в год снимает по
пять картин, но одна обязат ельно гениальна".
Хотя
к тому моменту Райнер Вернер уже не снимал так
"наркомански", как в первые лет семь своей кинокарь-
еры, ограничиваясь двумя лентами в год.
И в творчестве Фассбиндера, и в том злом роке, кото-
рый вел его по жизни, присутствует особого рода ло-
гика. Именно она позволила явно маргинальному ре-
жиссеру, воспевавшему столь же маргинальную
жизнь, превратиться в одну из ключевых фигур
послевоенного искусства XX века. Хотя никто
точно не скажет, когда именно случилось это
превращение.
счит аю все свои ф ильмы собст венными
дет ьм и и защ ищ аю их до ко н ц а ."
(Фраза с по-
следней пресс-конференции в Западном Бер-
лине в 1982 году.)
Кинематограф Райнера Вернера Фассбиндера
относится к тем редким явлениям, когда сложно
выбрать одну или же несколько этапных, прин-
ципиальных работ. Кто-то назовет
"Замужест-
во М арии Б раун"
(1978), действительно совер-
шенную картину, ставшую удачным примером
сочетания искусства и коммерции в жанре "вы-
сокой мелодрамы". Сам Фассбиндер придавал
наибольшее значение проекту экранизации
любимого романа Альфреда Дёблина
"Берлин,
А лександерплац"
(1979). А мне близки два его
язвительных шедевра 1972 года -
"Горькие сле-
зы Петры фон К а нт "
и
“Бременская свобода".
Фассбиндер принадлежит к числу избранных
кинематографистов, чье творчество предпоч-
тительнее рассматривать в целом, не деля на
составные части.
Фассбиндер начинал под большим влиянием
Годара и следовал ему позднее. Через Года-
ра он испытал склонность к американским
"черным фильмам" криминального
свойства.
предыдущая страница 96 ОМ 2000 05 читать онлайн следующая страница 98 ОМ 2000 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст