ка" по биатлону, Кузнецов с легкостью зна-
комился с жертвами. Первой из них стала
случайная попутчица, потребовавшая с
Олега денег за совместно проведенную
ночь. Любимым местом "прогулок" маньяка
был Измайловский парк - он знакомился с
девушкой, делал ей откровенное предложе-
ние и, в случае отказа, насиловал, а затем
убивал. Кузнецов был задержан милицией в
1992 году.
Ч • Андрей Евсеев
( 9 )
Маньяк терроризировал окрестности под-
московного города Хотьково, с 1974 по 1977
год убив 9 человек (двоих из которых перед
смертью изнасиловал) и тяжело ранив 18.
Вначале он убивал, не разбирая пола; за-
тем, поняв, что у женщин чаще бывают
деньги и драгоценности, "перешел" на них.
В конце преступления Евсеева отличались
невероятной дерзостью: он убил одну жен-
щину в районе стадиона "Динамо" в три ча-
са пополудни, а другую - на лестнице об-
щежития.
10 • Анатолий Сливко
(
7
)
Возглавил в Невинномысске (Ставрополь-
ский край) детско-юношеский туристиче-
ский клуб "Чергид", где, по характеристи-
кам руководства, "все свободное время
уделял детям". Его ставили в пример всей
стране, о нем больше десяти раз писали в
центральных газетах и посвятили ему бо-
лее 20 радиопередач. После случайного
задержания в 1985 году и обыска в турк-
лубе были обнаружены кино- и фотосъем-
ки знаменитого педагога, отца двоих де-
тей и ударника коммунистического труда,
на которых были во всех подробностях за-
печатлены сцены гибели его семерых ма-
лолетних жертв, их агонии, последующего
расчленения тел и манипуляций с их час-
тями. Его умению конспирироваться поза-
видовал бы сам Чикатило: Сливко совер-
шал убийства в течение 21 (!) года, рабо-
тая в "Чергиде" и оставаясь вне подозре-
ний. В 1961 году он, будучи ребенком,
случайно увидел на мостовой погибшего в
аварии пионера в школьной форме и начи-
щенных до блеска ботинках. Это воспоми-
нание и сформировало характер сексуаль-
ной "игры": Сливко предлагал мальчикам
принять участие в эксперименте на выжи-
вание, чтобы "проверить мужественность
и выносливость". Он давал им прочитать
"сценарий" про попавшего в плен пионе-
ра-героя и брал клятву о неразглашении
тайны. Педагог готовил чистую и выгла-
женную школьную форму, а, приведя ре-
бенка в лес, лично мыл его в реке и усып-
лял при помощи эфира. Затем препариро-
вал живого мальчика и поджигал главный
фетиш - ботинки. Маньяк никогда не на-
силовал жертв, а мастурбировал на отсе-
ченные части тела, которые иногда заса-
ливал для длительного хранения.
0
Сталкеры
G
"Ha самом д еле вопрос не в том, -
счи-
* тает доктор Диц, -
ка ки м обр а зо м
ст а лкер р еа ги р ует на д анного ко н к р ет н о -
го человека, а в том, чт о преслед уем ы е им и
лю д и о ли ц ет во р я ю т собой - славу, деньги,
удачу. Мы и сслед о ва ли 30 зн а м ен и т о ст ей ,
подвергавш ихся преследованию , и о бн а р у-
ж или, чт о 25%
ст а лкер о в п р еслед о ва ли
такж е и д ругих и звест н ы х лю д е й ".
• • •
Первой реакцией на сталкинг обычно быва-
ет раздражение, быстро сменяющееся стра-
хом и ощущением своей крайней уязвимо-
сти.
"Вы долж ны прео до лет ь эт от ст рах и по-
нят ь, чт о лю б ы м и своим и д ей ст ви ям и вы
не смож ете о ст ановит ь безум ца, -
говорит
Иэн Андерсон из группы Jethro Tull, которо-
го сталкеры вынудили переехать в другой
дом. -
Е сли т о лько вы не вед ет е м о н а ш е -
ский образ ж изни и л и не хо ди т е повсю ду в
окруж ении т е ло х р а н и т ел ей ".
Больше всего проблем было с двумя сталке-
рами, проникшими на территорию сада, ок-
ружавшего прежний дом Андерсона в Бэ-
кингемшире. Оба они были тяжело больны.
"О дин и з н и х б ы л з а к л ю ч е н в п с и х и а т р и -
ческую б о л ь н и ц у , но беж ал о т т уд а ,
-
рассказывает Андерсон. -
К о гд а о н з а г л я -
д ы в а л в на ш и окн а , с т уч а по с т е к л у , у
н е го б ы ло с о в е р ш е н н о уж асное вы раж е-
н и е л и ц а . Его б ы с т р е н ь к о в е р н у л и т уд а,
о т к у д а он в ы ш е л . Во в т о р о м с л у ч а е п о -
т р е б о в а л о с ь в м е ш а т е л ь с т в о суда, к о т о -
р ы й б о л е е и л и м е н е е п о м о г. К а за ло сь,
ч т о эт о т м а л ы й к у д а -т о и сч е з. Тем не
м е н е е наш п е р е е зд каж ет ся нам о ч ен ь
б л а г о р а з у м н ы м р е ш е н и е м ,
даж е д в а д -
ц а т ь л е т с п у с т я " .
Некоторые артисты постоянно привлекают
сталкеров. В 90-е годы был момент, когда
Уитни Хьюстон преследовали сразу 20 раз-
личных сталкеров. А чего стоит безумная
страсть Рикардо Лопеса к Бьорк, которая и
привела к трагическому исходу в 1996 г.
Чокнутый расист из Флориды жестоко пере-
живал из-за ее взаимоотношений с Голди,
его идеализированный мир распадался. Ло-
пес послал Бьорк в Лондон бомбу в посылке,
прежде чем покончить жизнь самоубийст-
вом, которое он заснял на видео. К счастью,
смертоносная посылка была задержана на
почте.
"П оворот ны й м о м ен т н а с т у п и л т огда, ко -
гда он по нял, чт о она не д евст вен ни ц а , не
т а и д еа льн а я ж енщ ина, с кот орой он м ог
бы взо й т и на небеса, -
рассказывает Диц,
который читал посвященные этому случаю
лекции по всему миру. -
Он несколько р а з
з а я в л я л , чт о и м ен но по эт о й п р и ч и н е он
долж ен у б и т ь ее".
• • •
Диц полагает, что невозможно кататься на
мощнейшей рекламной машине, везущей к
славе, не подцепив при этом сталкера.
"Их
им ею т даже ком м ен т а т о р ы мест ны х ра-
д и о ст а нц и й ,
- говорит он. -
Сталкера сле-
дует счи т а т ь неп р ем енн ы м атрибутом
зн а м ен и т о с т и на ш и х д ней ".
Ему вторит Саймон Напье-Белл, бывший ме-
неджер Wham! и Марка Волана, который
считает сталкеров неизбежным порождени-
ем поп-жизни.
"Вы создает е в н еш н и й вид, ст иль, чтобы
л ю д и е м у п о к л о н я ли с ь, -
говорит он. -
О бычно т а ки м вещ ам поклоняю т ся т иней-
джеры, п о т о м у чт о все они слегка ненор-
м а льн ы е . Это возраст психических от кло-
нен и й . Но когда на т а ки е ш т учки запада-
ет 5 0 -ле т н и й муж чина, ничего хорошего
ж дать не п р и хо ди т ся".
По сравнению с другими знаменитыми
людьми, слава поп-звезд опирается в пер-
вую очередь на ту иллюзию близости, кото-
рую Диц описывал ранее.
"И споведальный
ха р а кт ер т екст ов поддерж ивает эт у и л-
лю зи ю , -
утверждает доктор Диц. -
Недоска-
за н н о с т ь ,
каж ущ аяся
м ет аф изичност ь
т екст о в в бо льш ей ст епени привлекаю т
п сихически б о льн ы х п о клонников, сердцам
кот оры х дороги подобны е т ем ы ".
Успех артиста зависит от того, как много лю-
дей он сможет взволновать и тронуть (тек-
стами своих песен, своим имиджем или мане-
рой исполнения) на индивидуальной основе.
Используются только сильные средства.
"Если вы вы ст уп а ет е на сцене больш ого за-
ла , я держ у пари, чт о добрая половина зри-
т е ле й счит ает , чт о у ни х уст а н о влен пря-
м о й ко н т а кт со звезд о й на ур о вн е глаз, -
уверяет Напье-Белл. -
А рт ист ы дост ат оч-
но у м н ы , чт обы за с т а в л я т ь лю д ей ду-
м ат ь: "Черт возьм и, он у в и д е л м ен я!"
По иронии судьбы, многие звезды на самом
деле являются одинокими людьми, которым
слава нужна для того, чтобы разрешить свои
психологические проблемы, - в качестве
превосходных примеров можно назвать Ма-
донну, Моррисси и Джорджа Майкла. Нельзя
сказать, что поп-звзеды сами напрашивают-
ся на сталкеров, но в самой сути поп-про-
цесса есть нечто лживое, нечто влекущее, но
не утоляющее жажды.
"Во м н о ги х лю д я х, ж елаю щ их ст ат ь поп-
звезд а м и , ест ь ка ка я-т о о т ч а я н н а я неуве-
р е н н о с т ь , -
считает Напье-Белл. -
М ногие
а р т и ст ы го во р ят , ч т о им необходим о бы-
л о до ка за т ь, ч т о о ни ч его-т о ст оят . Же-
л а н и е ст а т ь звезд о й - п о ч т и п а т о ло ги че-
ское, и эт а одерж им ост ь - част ь их арсе-
н а л а ".
• • •
Судя по серии реклам мобильных телефо-
нов, в которых прыщавый парень преследу-
ет прекрасную девушку с помощью совре-
менной техники, сталкинг прочно засел в
мейнстримную душу. Диц утверждает, что
проблема будет только увеличиваться - по
крайней мере, что касается музыкантов и
других знаменитостей. Влияние такого не-
прерывного, безжалостного маркетинга на
140
ИЮНЬ
2000
ОМ
предыдущая страница 130 ОМ 2000 06 читать онлайн следующая страница 132 ОМ 2000 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст