м узы ка
Влад Славин
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
R .S K Y , Максим Седов
М
агические знаки mp3 расшифровы-
ваются в непонятное название
"MPEGl Layer 3", а название это
обозначает алгоритм сжатия цифро-
вых аудиоданных, созданный не-
сколько лет назад специалистами немецкой
компании "Fraunhofer". Впрочем, рядового
пользователя эти подробности вряд ли вол-
нуют. Для него наверняка важней другое.
МРЗ-формат позволяет с минимальными по-
терями качества копировать треки с компакт-
дисков и размещать их в интернете. И, разу-
меется, скачивать их оттуда - за относитель-
но короткое время, поскольку размер тр З-
файлов - по сравнению с традиционными
формами хранения цифрового аудио - неве-
лик. Программы для воспроизведения музы-
ки также проще простого скачать из Сети - к
тому же большинство из них бесплатны. Тре-
бования к компьютерному "железу" мини-
мальны - вполне тянет какой-нибудь задох-
лый сто тридцать третий "пентюк". Но самое
главное: любой Джонни из Оклахомы может
запросто переписать свою музыкальную кол-
лекцию на свой или виртуальный сетевой
хард-драйв. Ну а Ваня из Москвы - скачать
понравившиеся файлы себе. И так далее -
причем совершенно бесплатно. Для неизба-
лованного "пиратами" западного потребите-
ля это стало настоящим шоком. Для музы-
кальной индустрии тоже. Последовал ряд су-
дебных исков (до сих пор, впрочем, неразре-
шенных) к наиболее крупным "поставщикам"
бесплатных mp3 в Сеть. Но это в законопос-
лушной Америке. Российским же меломанам
с широкой душой вряд ли что угрожает - с
точки зрения российского законодательства
mp3 файл является компьютерной информа-
цией, а не аудиозаписью. Более того, про-
цесс кодировки в формат mp3 подпадает под
запрещенное "незаконное копирование" раз-
ве что с очень большой натяжкой. Предпри-
имчивые россияне этим уже воспользовались
- за какие-то 70-80 рублей можно купить в
"спрессованном" на один CD-ROM виде чуть
ли не весь репертуар практически любого за-
падного артиста - от старорежимного Синат-
ры до прогрессивных The Prodigy.
Но главным ударом для акул шоу-бизнеса
стало даже не пиратство, борьба с которым в
Сети, в общем-то, почти безнадежна. Внезап-
но сложилась ситуация, когда артисту стали
- теоретически, по крайней мере, - не нужны
все эти монстры звукозаписывающей индуст-
рии. В самом деле, зачем теперь все эти на-
зойливые и жадные до денег посредники на
пути от музыканта к публике? Достаточно
разместить свои творения на личном сайте и
за умеренную мзду сделать их доступными
для почитателей - без дискуссий с боссами
звукозаписывающей компании, без ярлыч-
ков, предупреждающих о "непристойном со-
держании", без прочих накладных расходов.
Многие так уже и поступили. Например, пос-
ледний диск Дэвида Боуи можно было (не-
бесплатно, разумеется) скачать с сайта певца
за месяц до официального выхода. Beastie
Boys, конечно же, тоже не остались в стороне
от модного веяния. А неисправимые радика-
лы из Public Enemy пошли еще дальше - их
альбом "Swindler's Lust" и вовсе доступен
лишь в электронном виде.
Музиндустрия оказалась перед угрозой того,
что массовый потребитель обратится в поис-
ках музыкальных новинок не в магазины
"Virgin Megastore", - ну или "Союз", а в ин-
тернет, где сможет найти произведения нуж-
ных артистов, - и "мэйджор" не получит свой
процент ни с покупателя, ни с артиста. Эта
пока весьма потенциальная угроза так взвол-
новала общественность, что последний год
Звукозаписывающие компании прикладывают
бешеные усилия, чтобы создать на базе трЗ
новый формат, который поддавался бы коди-
ровке и соответственно позволял бы им со-
хранять авторские права на запись. Но, что бы
ни стало с трЗ, похоже, что нас ждет смена
основного вида музыкальных носителей. Все
крупнейшие производители аудиотехники ра-
ботают над созданием портативных плейеров
трЗ-формата, многие из которых уже доступ-
ны в продаже. Плееры позволяют записывать
понравившуюся музыку из Сети и потом слу-
шать ее обычным способом. Удовольствие это
пока не дешевое. К тому же большиство плей-
еров имеет 32 мегабайта памяти, что позволя-
ет записать около тридцати пяти минут музы-
ки. Новое поколение обещает быть 64-битным.
Так что пока можно подождать.
появилось мнение, что mp3 - это чуть ли не
новая революция в звукозаписывающем биз-
несе. Но несмотря на прогнозы оптимистов
о скорой смерти разных EMI и Warner Bros,
хоронить их, пожалуй, рановато. Прежде все-
го, трЗ-формат действительно почти не ис-
кажает первоначальную звукозапись. Проб-
лема в этом самом "почти". Даже энтузиасты
(к которым, кстати, относится и ваш покор-
ный слуга) соглашаются с тем, что звучания,
полностью идентичного записи на компакте,
достичь, увы, не удается. Кроме того, неиз-
бежным остается вопрос рекламы - решае-
мый, конечно, но требующий дополнительных
расходов, что ставит под сомнение дешевиз-
ну процесса как основную идею сбыта музы-
кальной продукции через интернет. Зайдите
на один из самых популярных сайтов, без
особых изысков названный mp3.сом, и вы
неизбежно запутаетесь в тысячах малоизве-
стных групп и исполнителей, среди которых
есть и настоящие жемчужины (в том числе и
из России).
Кстати, о малоизвестных и не имеющих конт-
ракта. Для них новый формат и все что с ним
связано, - настоящий дар небес (или немецких
программистов, кому как нравится). Закоди-
руйте свой шедевр, скачайте на тот же
m p3.coM
и ждите ответа. Очень может быть,
что искатели талантов из какой-нибудь ре-
корд-компании вами и заинтересуются. Шансы
невелики, но они есть. В "высшую лигу" никто
из "трЗ-артистов" пока вроде бы не выбился,
но многим уже повезло. Чем больше народу
"заходит" на интернет-страничку начинающих
диланов и фэтбойслимов, тем выше шансы на
более или менее серьезный контракт. Приме-
ры тому уже есть - и не только за океаном. Ро-
стовская певица Света выпустила свой первый
альбом (в Германии, кстати) именно благодаря
феноменальному успеху своего "белого" соула
на сайте
m p 3 .
сом. Так что дерзайте - возмож-
но, удача улыбнется и вам.
Напоследок ряд практических советов. Самый
распространенный "проигрыватель" mp3 -
программу WinAmp - можно запросто найти в
интернете. Визуально она не очень, но зато
стоит всего 10 долларов. Впрочем, если вы не
очень совестливы, можете не платить - рабо-
тать эта программа будет даже без регистра-
ции. Кстати, есть и совершенно бесплатные
программы - их можно найти все на том же
mp3.coM, на другом крупном музыкальном сай-
те UBL.com и на очень полезном во всех отно-
шениях nonags.com, где хранятся ссылки на
массу бесплатного софта. Лично автор предпо-
читает израильскую программу JET AUDIO, бес-
платная версия которой тоже доступна. Если
же у вас нет модема, то не отчаивайтесь. Оте-
чественные компьютерные пираты предлагают
массу трЗ-продукции по умеренным ценам.
Оно, конечно, не вполне честно, но когда это
останавливало русского человека?.
.
ОМ
ИЮНЬ 2000
47
предыдущая страница 40 ОМ 2000 06 читать онлайн следующая страница 42 ОМ 2000 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст