ППП* МДРКЕТ
,7/7/77
Марико Мори
предпочла относительно “сладкой” жизни модели успех в интеллектуальных кругах Нью-Йорка
и подошла вплотную к мировой известности,
создав новомодную визуальную утопию, основанную на традиционных японских образах.
ДБ.
ФОТО
Марико Мори
С
реди современных молодых худож-
ников японка Марико Мори занимает
особое место. Бывшая модель и ди-
зайнер, Мори не захотела до самой
пенсии рассекать по подиуму, беско-
нечно отталкивая упругим бедром какую-ни-
будь Наоми или Кейт. Сейчас Марико живет в
Токио и Нью-Йорке, много путешествует, то и
дело открывая свои более чем удачные вы-
ставки по всему миру. В 1997 году она полу-
чила престижную премию для молодых ху-
дожников на Венецианской биеннале. С тех
пор начался ее массовый успех. Арт-критики
ее обожают, публика тоже пребывает в не-
скончаемых восторгах. Так что же представ-
ляют из себя ее работы? Чем так привлекла
всеобщее внимание эта "дочка Уорхола" и
"внучка Дюшана"?
В то время как менее изобретательные япон-
ские девушки работают секретаршами, или, на
худой конец, позируют обнаженными для на-
стенных календарей, блестящая Марико Мори
купается в лучах славы. Эта талантливая ки-
бер-герл произвела феерический микс из
японского буддизма и высоких технологий бу-
дущего. Такая немыслимая смесь сразу вызва-
ла у зрителей самые разнообразные ассоциа-
ции. В памяти всплывали театр Кабуки и гей-
ши, многострадальная вдова Леннона худож-
ница Йоко Оно и японские манга с гигаробо-
тами. В это время специалисты рассуждали о
кич-арте, о постмодернистских исследовани-
ях, о трансформациях традиционных образов
японской мифологии, об очередном соедине-
нии Востока и Запада. А Марико Мори продол-
жала делать гигантские многослойные фото-
графии-панорамы, экзотические видео и З-Б
анимацию. Она синтезировала собственные
образы, перевоплощаясь то в девушку-андро-
ида, то в небесную фею в окружении цифро-
вых бодхисатв. Фантастические существа и
потусторонние видения в сочетании с исполь-
зованием новейших технологий погружали
зрителей в виртуальное пространство компь-
ютерной игры. Так Марико Мори подарила ми-
ру новую сверхъестественную "модную" уто-
пию, остроумно обыгрывая штампы поп-куль-
туры 90-х на заре третьего тысячелетия.
В последнее время Марико часто выстраивает
замысловатые и сказочные инсталляции. Ее
постройки - светящийся храм из ультрасовре-
менных материалов ("Dream Temple", 1999) и
модернизированный сад камней ("Сад очище-
ния", 1999) берут свое начало в древнеяпон-
ской архитектуре и позволяют искусствоведам
вспомнить о периоде Нара и монастыре Хо-
рюдзи. Всем остальным тоже нравится. В
"Капсуле просвещения", 1998, - оптоволокно,
расцветая в стеклянной сфере, превращается
в причудливый цветок лотоса, а на таинствен-
ной горе ("Кумано", 1998) располагаются рай
бодхисатв. В результате получается эдакая
футуристичная медитация. Оставаясь неверо-
ятно зрелищными, дигитальные проекции Ма-
рико Мори источают иронию. Однако при этом
в ее посланиях заключен и призыв поверить в
пусть высокотехнологичное, но все-таки ирре-
альное начало. Что ж, удивляя вновь и вновь
художественный мир своим мастерством, не-
утомимая электронная чародейка Марико оп-
ределенно преуспела. Банзай!!!
54
ИЮНЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 47 ОМ 2000 06 читать онлайн следующая страница 49 ОМ 2000 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст