на каждом шагу. Знаменитая формулировка поэтического восприятия
действительности Ахматовой "когда б вы знали из какого сора.
.." не
указ для нью-йоркского кардинала преподобного Джона О'Коннора,
который однозначно трактовал жест художника как атаку на католи-
ческую церковь. А один из посетителей - 72-летний Деннис Хейнер, -
оскорбленный в своих религиозных чувствах, был арестован после по-
пытки замазать эту картину белой краской (ущерб был оценен, между
прочим, в $1,500). "Дева Мария" из экскрементов возмутила даже му-
сульман, почитающих Христа как одного из пророков. Мэр города Ру-
дольф Джулиани, некогда либерал, защитник прав меньшинств и лю-
бимец Нью-Йорка, неожиданно повел себя почти как религиозный
Деннис, но оснащенный властью. "Душитель свобод", возмутившись,
что деньги налогоплательщиков расходуются столь неподобающим
образом, прервал ассигнования Brooklyn Museum of Art (7,2 млн. в
год). Джулиани призвал к закрытию и выселению музея из принадле-
жащего ему вот уже 176 лет здания. Однако, после интенсивной пере-
палки в прессе, окружной судья Нина Гершон обязала неистового Джу-
лиани возместить причитающиеся миллионы долларов в фонд музея.
Ну а тем временем на Sensation выстроились длинные очереди. Пла-
каты завлекательно "предостерегали" беременных женщин, слабонер-
вных, людей с повышенным кровяным давлением, сердечной недоста-
точностью, и еще несколько категорий людей от похода в музей. Дети
Ху дошник Ipaôcu Эмин в
качеств выставочного
акспоната предалагает
рассмотреть палаткд-
арков "Каждый, с кем в
когда-лобо спала
с 19ВЗ по 1995 год
до семнадцати лет, естественно, должны были сопровождаться взрос-
лыми. Только что толку от этого сопровождения? "Взрослые" впадали
в состояние шока почище детей. Ведь американские дети нынче с экс-
тремизмом на дружеской ноге.
Чем же так взволновали публику деятели "поколения Sensation"? Кто
такие эти модные молодые британские художники из коллекции Саат-
чи? И почему их выставки действуют как взрыв динамита? Ведь в со-
временном искусстве не происходит ничего интересного, как приня-
то считать в последнее время. По крайней мере, в мировом масштабе.
Общественность волнует все что угодно, кроме малопонятной дея-
тельности представителей арт-сообщества. Возможно, так продолжа-
лось бы и дальше, если бы в конце 1997 года на свет не появился бри-
танский проект Sensation. Его организатор, английский рекламный
магнат и коллекционер Чарльз Саатчи, создал для своей грандиозной
акции соответствующий промоушн: предваряющие публикации в
журналах, плакаты по всему городу, телеанонсы. Да и само название
выставки было весьма многообещающим. Владелец Saatchi & Saatchi
Advertising прекрасно разбирался в технологиях успеха. Собираю-
щий свою коллекцию современного искусства с 70-х годов, Саатчи
чутко уловил конъюнктуру и выбрал как нельзя более подходящих
художников для участия в проекте. Многие из его фаворитов уже бы-
ли отмечены вниманием арт-критики, а художники Рейчел Уайтред и
Дэмиен Херст даже выиграли престижный в Англии приз Тернера.
Несмотря на различные манеры и техники художников, их произведе-
ния, собранные вместе, должны были поразить публику долгождан-
ным ЗРЕЛИЩЕМ! Объединив целый ряд молодых экстравагантных ху-
дожников под единой кричащей вывеской Sensation, Саатчи создал
условия для демонстрации новейших тенденций в искусстве.
Что же могло бы вывести из равновесия пресыщенного, капризного и
равнодушного зрителя? Для ответа на этот вопрос искусству пришлось
проникнуть в сферу патологии и попытаться окончательно ниспро-
вергнуть те немногие запреты, которые еще остались у современного
человека. Провокация, сознательное и глумливое нарушение всех та-
бу, ставка на интерес к экзотике и шок-эффектам полностью оправда-
КТО ТАКИЕ
эти модные
*
молодые
британские
художники
из коллекции
Саатчи?
104
ИЮНЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 96 ОМ 2000 06 читать онлайн следующая страница 98 ОМ 2000 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст