1/1
ПОЧЕМУ
их выставки
действуют
как вз|
динам!
вуют
1РЫВ
1ита?
î
Поместив
разнообразных
животных в раствор
формальдегида,
Дамиен Херст
поставил себя в ряд
хлассихов
современного
исхдсства
Сара Пдкас, инсталляция
"Закон", Ш 7 г.
ли себя. Конечно, и до Sensation художественный мир знал жуткова-
тые произведения Эда Кинхольца, гомоэротические фотографии с ис-
пользованием порнографии Роберта Мэппелторпа, богохульные рабо-
ты Андреса Серрано и кровавые мистерии Германа Нитча. Однако
только Саатчи смог сконцетрировать такое количество скандальных
художников в едином пространстве музейной экспозиции.
Sensation, которая насчитывала 40 участников и более 90 работ, от-
крылась в Лондонской Королевской Академии искусств и сразу же
вызвала переполох. Дело в том, что в качестве кредо проекта фигу-
рировала программная антиполиткорректность. В некоторые залы
не допускались лица, не достигшие 18 лет, что, естественно, только
разжигало интерес тинейджеров. Работу Маркуса Харви "Май-
ра"(1995) разъяренная публика попыталась попросту уничтожить.
Сломали даже подрамник, после чего устроители были вынуждены
выставить охрану. Холст "Майра" являл зрителям портрет садистки-
детоубийцы Майры Хиндли, отбывающей срок. На посетителей тяже-
лым недетским взглядом смотрела блондинка Хиндли, словно бы со-
шедшая с фотографии полицейского протокола. В качестве модуля
художник использовал разноцветные отпечатки детских ладошек.
Так или иначе, но работа М.Харви наделала много шума, равно как и
другие произведения его сотоварищей.
Именно Дэмиену Херсту мы обязаны презрительно-расхожим выра-
жением "акула в формалине", являющимся синонимом современного
и непонятного искусства. Выпускник Goldsmith's College, Дэмиен
проявил себя тонким знатоком анималистического жанра. Его 14-фу-
товая тигровая акула в 5%-м растворе формальдегида ("Физическая
невозжность смерти в представлении живущего", 1991), будучи по-
мещенной в пространство выставочного зала, завораживала куда
сильнее, нежели в музее зоологии. Другое произведение Херста "Эта
свинка пошла на базар, эта свинка осталась дома" представляло со-
бой безжалостно распиленную продольно свинью, части которой бы-
ли помещены в специальные движущиеся резервуары. В соответст-
вии с хитроумным замыслом художника половинки погибшей хавро-
ньи иногда совпадали, но лишь затем, чтобы потом снова разъехать-
ся. В отличие от свиньи, коровы были нашинкованы бензопилой по-
перек ("Некоторое утешение, полученное от примирения с присущей
всему ложью", 1996). Сегменты животных Херст поместил в специ-
альные разделенные между собой стеклянные боксы. Было бы до-
вольно бессмысленно утверждать, что такая работа понравилась за-
щитникам природы, вегетарианцам и, наконец, правоверным индуи-
стам. Рыбки в количестве 38 шт. ("Изолированные элементы, плыву-
щие в одном направлении в целях понимания", 1991) и овечка ("Вда-
ли от стада", 1994), попавшие в цепкие лапы беспощадного маэстро,
не избежали участи своих коллег по фауне.
Братья Джейк и Динос Чэпман представили публике фантастические
скульптуры сросшихся причудливым образом нагих нимфеток в крос-
совках с эрегированными фаллосами вместо носов и зияющими порно-
отверстиями вместо ртов. Многих шокировала скульптурная группа,
которая изображала связанные, истерзанные, оскопленные и расчле-
ненные мужские тела ("Великие подвиги против смерти", 1994). Обна-
женные девочки а 1а сиамские близнецы ("Трагическая анатомия",
1996) с ощутимым налетом порока и пубертатной сексуальности и с бо-
лее или менее явными физическими уродствами тоже не оставляли
равнодушных в зале. Чэпманы, некогда окончившие Королевский Кол-
ледж Искусств, абсолютно цинично эксплуатировали низменные ин-
стинкты толпы и ее детский интерес к экзотике кунсткамерного толка.
Объединив в своих работах секс, насилие, жестокость и порнографию с
демонстрацией уродства и намеком на педофилию, Чэпманы затрону-
ли беспроигрышные, с точки зрения любопытного зрителя, темы.
Художник Марк Куинн выставил сейчас уже ставшую хрестоматий-
ной работу "Self"(1991), которая представляла собой не что иное, как
скульптурный портрет автора, выполненный из его собственной за-
мороженной крови. Голова, находящаяся в специальном прозрачном
кубе, не таяла благодаря холодильному агрегату, размещенному вну-
три подиума. Немногим известно, что для осуществления своего за-
мысла Куинн в течение пяти месяцев скрупулезно собирал свою
кровь, пока не накопил нужного количества - 8 пинт. Это произведе-
ние иллюстрировало размышления художника по поводу смерти и
бренности бытия. И если с точки зрения метафорического воспри-
ятия подобный ход имел свое объяснение, то на эмоциональном и
физиологическом уровне работа
"S elf "
многих отталкивала, - » ч
вызывая ужас и брезгливость.
ОМ
ИЮНЬ 2000
105
предыдущая страница 97 ОМ 2000 06 читать онлайн следующая страница 99 ОМ 2000 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст