Андеграунд
^ 9 4 ББ; чТо сегодня становится почвой для
появления андеграунда?
МК: Неприятие буржуазных ценностей, ис-
тэблишмента, формата радиостанций, мето-
дов раскрутки, которыми пользуются звуко-
записывающие компании; эстетики МТУ, за-
крытых клубов, дорогих ресторанов и про-
чих атрибутов красивой жизни. Точно так
же и на Западе: неприятие этих вещей слу-
жит основой для андеграунда. Это еще куда
ни шло. Опасно, если это как в кривом зерка-
ле приобретет национал-патриотическую
окраску. Такая тенденция, увы, есть в Герма-
нии, Австрии и Италии. Вполне вероятен
всплеск и у нас скинхэдовских, неонацист-
ских групп.
.. Извини, у меня переговоры,
потом договорим.
На горизонте появляется панк Иванов.
Странным образом в первые минуты беседы
мы говорим о том же, о чем только что я тол-
ковал с Козыревым. Мы с панком Ивановым
вспоминаем о побоище на позорном фести-
вале "Бит-Битва", когда скинхэды мочили
12-14-летних девочек, а милиция то ли без-
действовала, то ли даже помогала.
ББ: Послушай, но ведь эти люди росли в тех же
школах, что и мы, слушали ту же музыку.
.. От-
куда это?
Александр Иванов: Все это спровоцирова-
но политической ситуацией. Люди поняли -
"закручиваются гайки". Те же милицейские
чины не могут разобраться с огромным ко-
личеством людей, с которыми действительно
стоило бы разобраться. Но делать-то что-то
надо, и они могут разогнать тысячу молодых
людей, пришедших на рок-концерт. Да они,
мол, лохматые, все наркоманы, подонки.
..
Мне кажется, что с потерей всех координат в
90-х пришла идея, что, может быть, и не на-
до быть добрым, надо быть злым, то есть на-
до быть капиталистом. Таким капиталистом,
как представляли его коммунисты в пропа-
гандистских карикатурах.
Я начинаю теряться и путаться. В этот день я
увидел сразу нескольких врагов андеграун-
да. Буржуазия, попса, милиция, скинхэды.
..
Портрет андеграунда в целом или его от-
дельного представителя так и не нарисовал-
ся. Может быть, он похож на Иванова?
АИ: Выжить на уровне совсем независимом
невозможно. То есть можно, если ты готов
существовать на уровне подвала и выступать
для десяти своих друзей, и готов потратить
на это всю свою жизнь. К сожалению, очень
многим группам приходится так делать. Ино-
гда просто по недоумию, потому что не пони-
мают, как можно сделать по-другому. Другие
же делают это из-за существующих в среде
индепендент-пипл определенных понятий о
том, что делать хорошо, что плохо. Что про-
изошло на Западе? Андеграунд стал больше
или меньше, но реальной альтернативой. Там
эта схема очень развита. Вся беда либераль-
ных стран, что они развивают такую структу-
ру, что можно купить любую альтернатив-
ную группу, например, МагуНп Мапзоп. Нес-
колько лет назад было невозможно предста-
вить себе, что можно будет продать такого
артиста такими тиражами. Тем не менее, сей-
час в протестантской стране человек, заявля-
ющий себя Антихристом и носителем совер-
шенно отрицательных ценностей, продается
многомиллионными тиражами и имеет под-
держку СМИ. В этом есть некая ложь самой
демократии. Но ложь эта очевидна, и с ней
надо бороться, но для нашей страны все это
еще впереди. На сегодняшний момент мы на-
ходимся в рамках тоталитарного государст-
ва, которое более или менее искусно маски-
руется под демократическую державу.
Спасибо тебе, панк Иванов. Все объяснил и
расставил по полочкам. Хорошо говорить с
панками под шампанское. Нет, остаются, ко-
нечно, еще неясности. На андеграунд похож
хип-хоп, но он, как выяснилось, прекрасно у
нас продаваем и политически ангажируем. В
танцевальной культуре существует свой ан-
деграунд, но это отдельная история. Есть Егор
Летов. 12-13-летние подростки продолжают
слушать "Лед под ногами майора" или его но-
вые, уже коммунистические вещи. Где-то ря-
дом, не видимая миру, тусуется целая генера-
ция "патриотических" групп: "Родина", "Чер-
ный Лукич" и прочие. В этом "сегменте" за-
пах политики забивает все остальные.
И есть полностью изжившая себя хипповская
культура, от которой у меня в памяти осталась
строчка "Верните андеграунд, без андеграунда
не в кайф.
.." - припев песни, которой а 15-лет-
ниЯ внимал, слушая мутного уличного барда с
феньками по прозвищу "Святой".
Бьорк
Фон Триер создает чувство клаустрофо-
бии для живых, импровизированных сцен по-
вествования. Его рваный монтаж еще больше
усиливает эмоциональное напряжение. Все
это уместно дисгармонирует с широкоуголь-
ной камерой, 35-мм пленкой, тщательной хо-
реографией музыкального ряда.
"Танцую щ ая в т ем н о т е "
- амбициозный
фильм с превосходной игрой актеров и изо-
бретательной хореографией: в конечном сче-
те это фильм, который не боится задавать
сложные вопросы и поднимать сложные темы.
Результат: нет справедливости, нет искупле-
ния, нет простых ответов и нет хэппи-энда.
• • •
ДХ: Почему ты решила сделать этот фильм с
Ларсом?
Бьорк: Сначала я собиралась только напи-
сать музыку. Но он целый год убеждал меня
сняться. Для меня это был вопрос жизни и
смерти. Я не буду сниматься, где попало.
ДХ: Я слышал, что ты, как и Сельма, работала
на заводе.
Бьорк: На заводе Кока-Колы и на рыбном
заводе.
ДХ: Ты пела во время работы?
Бьорк: На заводе Кока-Колы вокруг звенят
бутылки, и ты так напеваешь тоненьким го-
лоском в ритм, и никто тебя не слышит, по-
тому что очень шумно.
ДХ: Сколько тебе было лет?
Бьорк: 15. Это было незаконно.
Сцена 4.
С т у д и я О ли м п и к,
Б а р н с , Л о н д о н , ф е в р а л ь , 2 0 0 0 .
На вмонтированном в стену экране застыл
кадр с лицом Бьорк. Темная студия с колон-
нами дисплеев и приборных досок: операто-
ры занимаются цифровой обработкой звуко-
вого ряда.
Вместе с Марком Беллом, который помогал
Бьорк с битом и сэмплами на альбоме
“Н о т о д еп к",
и Марком "Спайком" Стентом,
одним из ведущих монтажеров в мире, Бьорк
следит, как доводится до ума саундтрек к
фильму. Аудио против видео, вибрации про-
тив сумасшедших причуд, королева Бьорк
против короля фон Триера.
• • •
ДХ: Чего ты боишься больше всего?
Бьорк: Скуки.
ДХ: Это слишком просто.
..
Бьорк: .
..что не успею сделать все свои пес-
ни до того, как умру. У меня роман с музы-
кой. Я провела какое-то время без музыки, и
мне стало страшно, что я впустую трачу вре-
мя, что больше не смогу писать мелодии. Все
то время, пока я снималась, у меня было та-
кое чувство, будто бы мне приходится задер-
живать дыхание.
ДХ: У тебя правда было такое ощущение, буд-
то бы ты можешь потерять способность пи-
сать музыку?
Бьорк: Впервые в жизни. И все - из-за
Ларса.
О
Чичерина
И туда брали отличников, потому что
отличники все хорошо танцуют и по-
ют. Но я была двоечницей. И вот однажды,
какой-то был грипп, в хоре были пробелы и
учительница по музыке сказала: "Ну ладно,
Юля, я возьму тебя. Дадим мы тебе юбочку,
бантик. Но ты рот открывай, а звуков ника-
ких не издавай". Ну, конечно, я никуда не
пошла, меня это так задело. До сих пор мне
очень обидно. Понятно, что я бы все им там
испортила, но так тоже нельзя делать.
МФ: Может, поэтому пошла к той учитель-
нице по классу вокала и певицей стала?
ЮЧ: Может быть. Я все равно продолжала
включать пластинки на огромной громко-
сти. Например, пластинку сестры "Энергия"
"Алисы". Мне тогда было лет восемь, и я за-
слушивалась. У папы была огромная коллек-
ция
винила.
Все
"Лед Зеппелинг", все
"Битлз".
МФ: А кстати, "Битлз" или "Роллинг Сто-
унз"?
ЮЧ: "Роллинг стоунз" я как-то и не слушала.
И потом не восприняла.
134
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2000
ОМ
предыдущая страница 126 ОМ 2000 07-08 читать онлайн следующая страница 128 ОМ 2000 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст