• • •
Героями всех по следую щ их картин К устуриц ы
тоже будут дети, подростки или, в крайнем сл у -
чае, инф антильны е м ечтатели, вроде А кселя -
Джонни Деппа в
"Аризонском сне". "Мне ка-
жется, -
скаж ет Эмир, -
что в детях скрыта
тайна всей человеческой жизни, ведь каждую
эмоцию они переживают, не озадачивая себя
никакими рациональными, логическими вопро-
сами. Это облегчает мне выбор средств выра-
жения: я не связан жесткими логическими мо-
тивировками, просто перевожу взгляд ребен-
ка с одной ситуации на другую, и они склады-
ваются как бы сами собой".
В ф ильм е, которы й
принес Эмиру первую "Золотую п альм у" К ан н -
ского ф е сти в а л я ,
"Папа в командировке"
женский идеал
(1 9 8 5 ), глазами д есяти летн его лун ати ка М али-
ка будут увидены со р о ко вы е .
.. Такой прием
позволил Кустурице без лож ного надры ва и
чернухи показать очень мрачные времена ю го-
славской истории, когда "и хн и й " вож дь Тито
вдры зг разругался с "наш им " Сталиным и поло-
жил начало неш уточным реп рессиям . Под них
угодил и лю бивш ий поболтать на вольны е темы
отец М алика - для сы ниш ки он не в тю рьм е, а
всего лиш ь в ком андировке. Щ емящ ий вальс
аккордеона мало задевает уп и тан н о го сим па-
тягу-м альчугана - он пройдет через о б язатель-
ное для мусульм анина обрезание, запом н ит
ж аркие споры взрослы х о политике, влю бится
в сверстницу и .
.. взлети т. (К ста ти , летать у К у-
стурицы ум еет не только он. Над бренной зем -
лей взмываю т возлю бленны е П ерхан и Азра в
|
потрясаю щ е красивом сновиденческом эп изо -
<
де язы ческого праздника
"Времени цыган",
|
над чудесным летательны м аппаратом тр уди л-
1
ся Аксель и его лю бим ая Элейн в
"Аризонском
о
сне".
Не только лю бовь за став л яе т взм ы вать
§
героев в воздух, - см ерть им еет тако е ж е пра-
во. Так ото рвется от зем ли м ертвая Азра, и о т-
пр авится прямиком на Л ун у карета "ско р о й по-
м ощ и" с дядю ш кой А кселя Л ео в н утр и .)
• • •
К а н н ско е ж ю ри 1985 года в о згл а вл я л М илош
Ф о р м а н , то л ь к о
что
п е р еж и в ш и й
тр и у м ф
"Амадея"
и во схи щ ен н ы й м о ц арти ан ско й л е г -
костью и язы ч е ск о й , природно й мощью н о во -
го р е ж и ссе р а, сб и ваю щ его в за ж и гате л ьн ы й
ко ктей л ь сам ы е р азн ы е и н гр е д и ен ты .
Кустурице одинаково вольготно и в мире снов, и
в четко обозначенной социополитической ср е-
д е. Его сравнивали (не всегда по д ел у) и с Ф ел-
лини, и с Тар ко вски м .
.. Но сам мэтр склонен объ-
яснять свой дар национальными корням и.
"Наш
писатель Иво Андрич говорил, что он изо всех
сил придерживался реальности, чтобы время
от времени убегать от нее, сломя голову. Это и
про меня. Когда я пишу сценарий, я стремлюсь,
чтобы все было приземлено до последней сте-
пени, но чтобы какой-то слой этой реальности
мог вдруг испариться и взмыть в небо. Ведь кру-
говорот воды в природе - лед тает
, земля ста-
новится влажной, влага испаряется, собирает-
ся в тучи, превращается в дождь, падает на зе-
млю, замерзает - это и есть круговорот насто-
ящего реализма, который не хочет быть нату-
рализмом, оставаться на уровне фактографии,
или же превращаться в чисто жанровое искус-
ство. Мой реализм - это спиритуализм, рожда-
ющийся из натурализма.
.."
слишком узкий взгляд на жизнь, это жизнь, не
прожитая художником. -
говорил Эмир. -
Ко-
гда фильмы, на которых я рос, раскладывают
все по полочкам
-
вот здесь добро, а здесь зло,
- это не дает возможности понять жизнь.
Каждый человек каким-то образом и добр, и
зол, и благороден, и подл. И я людей не сужу,
искусство не должно судить, оно обязано их
понять".
Во
"Времени цыган"
грани м еж ду
добром и злом н ет. А е сть п ер еи збы то к пре-
д ел ьн о и скр е н н и х ч увств, е сть не то лько по ни-
м ан ие, но и лю б о вь. И о п ять ж е е сть пам ять о
друго м великом кино, где добро и зло сущ е ст-
вую т о тд е л ь н о : н епутевы й дядю ш ка М ердж ан,
р азн есш ий дом в щ епы , р а зв л е ка е т д етей кло -
ун ад о й а-ля Ч арли Ч ап ли н .
• • •
И сто ки н еви д ан н о й эн е р ге ти ки ф и льм о в К у с-
тур и ц ы в его давн ем увл е ч е н и и ро к-н -ро лло м ,
"сл авн ы м язы ч е ств о м ", ко гд а "з в е н и т сер дц е
под р уб аш ко ю ". Б а си ст группы "К у р и ть за -
п р е щ а ется ", Эмир не раз п р и зн а в а л ся , что
лучш е всего - нам но го луч ш е, чем на съем о ч-
ной п ло щ адке - он ч у в ств е т себ я на сц е н е .
"Рок сегодня - это больше, чем музыка, его
место в культуре можно сравнить лишь с
тем, что в античности занимал театр. Мо-
жете себе представить десять, пятнад-
цать, двадцать тысяч человек на стадионе,
охваченных одним ритмом, одной эмоцией,
одной мелодией, одновремененно переживаю-
Мэрилин Монро.
• • •
В по следую щ и е годы К устур и ц а за и н те р е су е т-
ся неско льким и проектам и, в ч исле которы х
б у д е т и
"Преступление и наказание"
Ф едора
Д о сто е в ско го , и исто ри я ук р а и н ски х се к та н -
то в, эм и гр и р о вавш и х от п р еследо ван и й ц ар-
ск и х властей в К ан ад у
("Духоборы"),
и эк р а -
н и зац ия ром ана Иво Ан дрича
"Мост на Дри-
не",
в которую ам ер и кан ски е продю серы го то -
вы бы ли вло ж ить м иллионы д о ллар о в, но Эмир
о тка за л ся сн и м ать ф ильм с англо го во рящ им и
зв е зд а м и . И п р авильно, потом у что в 1989-м
он по стави л свою сам ую стр астн ую кар ти н у
"Время цыган"
(о н а ж е —
"Дом для повеше-
ния"),
за ставляю щ ую ры дать д аж е п р о ж ж ен -
ны х кин о сн о бо в и озвуч ен н ую (в п е р в ы е ) м у-
зы ко й Горана Б р е го в и ч а. Вновь ф а н та зи я не-
и сс я к а е м о го К у сту р и ц ы п е р еп л е л а к р и м и -
нальны е реалии со врем енной Ю гославии, о п и -
сан н ую прессо й то рго влю детьм и и сны ц ы ган -
ско го ю нош и П ер хан а, ун а сл е д о в а в ш е го от
своей ко лд ун ьи -б аб ки те л е ки н ети ч е ски е сп о -
со б н о сти .
"Я не люблю жанр, потому что это
щих катарсис?!".
П осле п р о хлад н о принято й
а м е р и кан ско й ле н ты
"Аризонский сон",
где
над саун дтр е ко м с Эмиром р або тали Брегович
и л е ге н д а р н ы й И гги Поп, К устур и ц а вер н улся
на р о ди н у.
• • •
С п ан к-р о к -ко н ц е р то м он ср а в н и л свой н о -
вы й ф и льм "
Подполье"
(и л и
"Андеграунд"),
п р и н есш и й ем у вто р ую к а н н ску ю "П а л ь м у " в
1 9 9 5 -м . Герой - а в а н тю р и ст, у х а р ь , б а л а гур и
п а р ти за н М арко сп р я та л во врем я Второй
М ировой св о е го д р у га Ч ер н о го в п о д в а л е . Но
не п о дели л М арко с д р уга н о м д е в у ш к у и д е -
ся тк и л е т п о сле по беды п р о д ер ж ал то вар и щ а
в за п е р ти , корм я б а й к а м и , ч то , д е с к а ть , война
все и д е т, а м арш ал Ти то п р и ка за л бер ечь с е -
бя д л я гр я д у щ е го р еш аю щ его ср а ж е н и я . А
ко гд а п л е н н и ки п о д н я л и сь на п о ве р хн о сть,
у в и д е л и , что д е й с тв и те л ь н о , во й на в сам ом
р а зга р е - сн а ч а л а и гр уш е ч н а я во й на на к и -
н о съ е м к а х к а ко го -то н ац и о н а л ьн о го
б о е в и к а , а за тем н а сто я щ а я , с п о д л и н -
ной к р о в ь ю .
..
1 3 3 :
ОМ
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2000
81
предыдущая страница 76 ОМ 2000 07-08 читать онлайн следующая страница 78 ОМ 2000 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст