ШуЛЬЖВНКО (галерея моды
и стиля АЗ’АНТ]
А П П .
С Т И Х И ._________________________
Правда, что блаженны
нищие духом - какое счастье не понимать,
не чувствовать, не думать.
И
композитора Маллера есть вещь, называ-
ется "Плач по умершим детям", редкий по
красоте и горестности опус. Мне повезло
с ним познакомиться в сопровождении
весомого, понимающего молчание друга,
в его огромной темной комнате, вмещав-
шей странные предметы и странные чув-
ства. И его, тоже очень странного и спе-
циального человека.
Через некоторое время он прочел мне та-
кие стихи:
Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
О, как я много зрелищ пропустила,
И занавес вздымался без меня
И так же падал. Сколько я друзей
Своих ни разу в жизни не встречала,
И сколько очертаний городов
Из глаз моих могли бы вызвать слезы,
А я один на свете город знаю
И ощупью его во сне найду.
И сколько я стихов не написала,
И тайный хор их бродит вкруг меня
И, может быть, еще когда-нибудь
Меня задушит.
..
... Я не в свою, увы, могилу лягу.
Но иногда весенний шалый ветер,
Иль сочетанье слов в случайной книге,
Или улыбка чья-то вдруг потянут
Меня в несостоявшуюся жизнь.
В таком году произошло бы то-то,
А в этом - это: ездить, видеть, думать,
И вспоминать, и в новую любовь
Входить, как в зеркало.
..
Нет, конечно, стихи читались не сами по се-
бе - они приводились как аргумент в веко-
вечном споре "кто круче: Цветаева или Ах-
матова?" (грубо говоря). Я придержива-
www.inna.chat.transit.ru -
вечеринки пп понедельни-
кам а клубе Инны Шуль-
женко ОГОН |0 Господи
Опять Понедельник).
Начало - в 21 час
по московскому времени.
лась мнения, что первая - поэт от Бога, сти-
хам которой черед наступит еще нескоро.
Ахматову же можно петь в ресторане: все
эти хлыстики и перчатки, "Я надела узкую
юбку, чтоб казаться еще стройней".
Вот тогда-то мой часами играющий с
компутером в шахматы друг и зачитал это
(и другие) стихотворение из "Северных
элегий". Сейчас не важно, насколько мне
пришлось пересмотреть свои убеждения.
Факт тот, что эта картинка - "мне подме-
нили жизнь", положенная на "Плач по
умершим детям" (слова А.Ахматовой, му-
зыка Маллера), сейчас как бы кадрирует
слишком частое для меня ощущение: нас,
как реку, суровая эпоха повернула/нам
подменили жизнь/ в другое русло, мимо
другого потекла она/ и мы своих не знаем
берегов/ о, как мы много зрелищ
пропу-
стили/ и занавес - вздымался он без нас/
и так же падал. Сколько мы друзей / сво-
их ни разу в жизни не встречали/ и сколь-
ко очертаний городов/ из наших глаз мог-
ли бы вызвать слезы / а мы один на свете
город знаем/ и ощупью его во сне найдем
/ и сколько мы стихов не написали и
сколько фильмов не сняли, и сколько спе-
ктаклей не поставили, и сколько картин не
создали, и сколько книг не написали.
.. а
домов сколько не построили, а деревьев
сколько не посадили, и - скольких детей
не родили? Плач по нерожденным детям,
- тоже кем-то ведь не написан.
..
Знай, соотечественник: я ужасно жалею
тебя. Люблю - не люблю, это не так важно.
Жалею. То есть правда, что блаженны ни-
щие духом, - какое счастье не понимать, не
чувствовать, не думать. Не знать. На этом
незнании основываются все горести и бе-
ды нашей
родины-матери: не знали про
концлагеря, про узников, про невинно
убиенные миллионы родных и близких - и
жили себе, ходили на службу, в рестораны,
выпивали, трахались.
.. так все 30 лет ста-
линского террора и не знали. Потом еще
50 не знали, что коммунисты - мягко гово-
ря, неперспективны. И сейчас все еще
страна нищих духом заглядывается на дя-
дю Зю, место которому - о'кей, почетное -
в петербургской кунсткамере, в банке с
формалином. Сейчас не знаем и знать не
хотим ничего - вне пределов Садового
кольца.
.. Нищета? Голод? Вымирание? Не
здесь и не сейчас, не с нами.
Хороший
человек Эвелина Хромченко,
главред русской редакции L'Officiel, приду-
мала милый проект: выдала всяким мос-
ковским дизайнерам по паре валенок 18-го
размера и предложила их отдекорировать
как исконно русский продукт. Красоты по-
наваялось множество: и в бисере, и в стра-
зах, и в вышивке, и даже с "эффектом тэ-
ту". Сегодня из редакции приедет курьер
забрать мой вариант, но, думаю я почему-
то, мои валеночки, изварзанные в"индий-
ской красной" (изначально я подписала
под участие в декорировании моей пары
продвинутого компьютерного дизайнера
Стаса Жицкого - по той простой причине,
что одной переться в мясные ряды какого-
нибудь рынка, чтобы вымочить валенки в
реальной крови, у меня не хватало духу,
но наутро, протрезвев, я поняла, что, раз-
лагаясь, кровь начнет вонять и кишеть чер-
вями, - что на самом деле было бы то, что
нужно, но - слаб человек, слаб.
..), и спек-
шиеся, расплавленные, обожженные не
имеют шансов украсить позитивный про-
ект Эвелины в ГМИИ им. Пушкина.
.. И это
по-человечески понятно: Чечня - далеко,
сыновей призывного возраста у нее нет,
слава Богу.
.. И по московским меркам она
делает свое дело - продвигает русских ди-
зайнеров, чем в пределах Садового кольца
мало кто занят.
...И так, анекдот за анекдотом, анекдоти-
ческий правитель за анекдотическим
правителем, незнание за незнанием ти-
кают жизни, и вся надежда на Царствие
Небесное, обещанное нищим духом. Но
прежде, чем (в свою?) могилу ляжем, как
ужасно понимать, сколько этого всего
несостоявшегося и неродившегося забе-
рем мы с собой, как забирали поколения
и поколения до нас. Вот, собственно, и
все. Мне только остается сказать, что ре-
жиссером этого моего кадра в голове
был Саша Кайдановский, тайный хор не-
написанных стихов которого задушил его
в таком молодом возрасте. Сталкер отли-
чается от всех прочих тем, что и в кадре и
за кадром знает опасности Зоны.
100
ИЮЛЬ-АВГУСТ 2000
ОМ
предыдущая страница 94 ОМ 2000 07-08 читать онлайн следующая страница 96 ОМ 2000 07-08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст