Р А Д О С Т И * » ж и з н И
НОВЫЕ ЗВУКОВЫЕ ФОРМАТЫ
ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ, СВЕРШИВШАЯСЯ
НА НАШИХ ГЛАЗАХ, - ЭТО ЗАМЕНА ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК КОМПАКТ-ДИСКАМИ.
СЕГОДНЯ НЕУГОМОННЫЕ ЯПОНСКИЕ КОРПОРАЦИИ ИЩУТ ПУТИ, ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НОВУЮ.
История звукозаписи
Эдисон изобретает цилиндрический фонограф, спо-
собный записывать вибрации человеческого голоса.
Изобретение граммофона, первой бытовой
музыкальной техники.
Начало широкого использования записывающей
магнитной пленки.
Появление долгоиграющих виниловых пластинок,
какими мы их знаем до сих пор.
1982
Создание СОР-1, первого в мире проигрывателя для
компакт-дисков.
и любая другая революция,
свержение винила на рубеже
80-90-х годов сопровождалось перегибами,
репрессиями и безудержной пропагандой,
которая внедряла в массы рядовых потре-
бителей мысль, что цифровые диски безус-
ловно лучше аналоговых пластинок. Что ка-
сательно первого поколения СО, мягко гово-
ря, было неправдой.
СО однозначно выигрывал по сравнению с
винилом из-за отсутствия скрипов, щелчков,
возможности мгновенного доступа к нужно-
му треку, но качество самого звука на тот
момент, как это вам ни покажется странным,
уступало аналоговой записи пластинок.
Принципиальную разницу между цифровой
и аналоговой записью звука можно образно
описать как разницу между точечным изо-
бражением фотографии в журнале и самим
оригиналом фотографии, имеющим непре-
рывную структуру.
Похожая история произошла в свое время
с вытеснением ламповых усилителей тран-
зисторными. Ламповая технология была
вытеснена под пропагандистским прессом,
в котором было много демагогии. Посколь-
ку ее реальное преимущество заключалось
отнюдь не в качестве, а в дешевизне и
удобстве эксплуатации. Парадокс сегод-
няшней элитной, рассчитанной на тонких
ценителей и наиболее дорогой аппаратуры
в том, что она как раз базируется на ста-
рых технологиях. Самая выдающаяся ау-
диотехника была создана в 30-40-е годы, а
примеры высочайшего качества звукозапи-
си принадлежат 50-60-м годам. Так что все
наше будущее в прошлом.
Почему так происходит? Потому что массо-
вое производство апеллирует к общему
знаменателю, крайне усредненному. Для
примера: последний диск Карлоса Сантаны
имеет динамический диапазон 0,5 децибел,
- он специально скомпрессирован для зву-
чания на радио. А чтобы запись звучала
великолепно, надо, чтобы динамический
диапазон между самым тихим и самым
громким звуком составлял 50-60 децибел.
Для того чтобы понять, что тогда произо-
шло на самом деле, надо помнить, что по-
мимо естественного научно-технического
прогресса, стремящегося к бесконечному
совершенствованию качества звучания,
огромную роль во всем этом играют сов-
сем иные факторы. В первую очередь СО
был придуман, чтобы упростить, удешевить
и унифицировать выпуск всевозрастающе-
го количества появляющихся релизов.
Цифровые технологии требуют гораздо
меньшего человеческого фактора для пол-
ной технологической цепочки,чем анало-
говые технологии. Ведь для того, чтобы
качественно сделать пластинку, опытные
инженеры вручную выставляли ширину
дорожек при переносе фонограммы на ма-
трицу. Нарезая пластинки с симфониче-
ской музыкой, люди крутили ручки с пар-
титурами в руках.
А если представить себе, какие деньги бы-
ли заработаны, когда земной шар не толь-
ко купил новое чудо техники - С0-проиг-
рыватели, но и заново приобрел на ком-
пакт-дисках то, что имел на пластинках
(которые в массе своей отправились на по-
мойки, как вчерашние газеты), то просто
дух захватывает. И только позже стало яс-
но, что первое поколение СО, готовившееся
без специального цифрового мастеринга,
было совершенно ужасающим по качеству
звука. Позднее эти релизы переиздавались
в ремастированном, значительно улучшен-
ном качестве, что вынуждало потребителя
покупать их в третий раз.
Справедливости ради надо сказать, что все
возможности формата СО не использованы
до конца. Индустрия, хочет она этого или
нет, вынуждена совершенствовать формат
внутри его рамок. В конце концов профес-
сионалами движет чувство собственного
достоинства. И сейчас, спустя 20 лет, ми-
риться с недостатками винила становится
все труднее, а недостатки СО становятся все
менее очевидными.
Казалось бы, СО безраздельно царит на
рынке музыкальных носителей. Но именно
сейчас ряд японских корпораций активно
пытается разработать новые звуковые фор-
маты и найти пути для вытеснения ими ста-
рого. Причина лежит даже не в падении
спроса на СО-проигрыватели и компакт-дис-
ки - до этого еще далеко. Ответ в том, что с
136
ОКТЯБРЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 129 ОМ 2000 10 читать онлайн следующая страница 131 ОМ 2000 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст