музыка
INTRO
У
музыкального жанра easy listening примерно столько же имен, сколько у Сатаны: ла-
ундж, space age pop, коктейль-джаз и еще много менее распространенных. Собственно,
есть предположение, что easy listening само по себе - одно из прозвищ Нечистого. Так уж
точно думали адепты рок-н-ролла, которые и изобрели в далеких 50-х презрительное выра-
жение "легкое слушание", или, как это будет по-русски, "музыка для необременительного
прослушивания". С тех nop easy listening поменял десятки обличий - от инструментального
попа оркестров Джеймса Ласта и Поля Мориа до звуковых дорожек к европейским порно-
фильмам и японской "happy-charming-foolish-dance-music", - но одно остается неизмен-
ным: эта музыка всегда необременительна для слушателя.
ДОГОВОРИМСЯ О ТЕРМИНАХ
К
ак определяет энциклопедия All Music Guide:
"Easy listening - инструментальная музыка,
созданная для успокоения и расслабления. В отличие, например, от джаза, требующего ва-
шего полного внимания, easy listening проникает в фон и становится незаметным. По этой
причине критики очень долго считали easy listening мусором, мало достойным внимания".
Из-за игнорирования жанра "серьезной" музобщественностью и возникла неразбериха,
до сих пор сопровождающая термин easy listening. Почти каждый человек подразумевает
под этими словами что-то свое. Кто-то записывает сюда саундтреки к шпионским филь-
мам, кто-то называет "изи-лисингом" электронщиков Air и Kid Loco, кто-то пытается при-
числить к "легкой музыке" поп 60-70-х вроде песни Эдиты Пьехи "
Огромное небо".
Как
ни парадоксально, правы все. И все-таки попробуем свести весь базар к единому знаме-
нателю.
ИЗ ПЕПЛА
В
70-е жанр был загнан в резервацию саундтре-
ков. На музыку к фильмам переключился вели-
кий Мартин Денни. Манчини "дослужился" в кино
до четырех "Оскаров" ("Грэмми", кстати, у Манчини
ровно в пять раз больше). А в 80-е жанр совершен-
но умер. Диски отцов-основателей оказались в му-
сорных баках. И если бы не Квентин Тарантино,
easy listening, в 1979-м переименованный в "Бил-
борде" в adult contemporary ("современная музыка
для взрослых"), может быть, так бы и остался дос-
тоянием архивистов.
По поводу истоков творчества Тарантино у нас есть
другая, отличная от официальной теория. На самом
деле родители маленького Кью были очень строги-
ми и не давали ему слушать развращающий моло-
дежь рок. Единственным источником записей стала
для будущего триумфатора Канн помойка рядом с
домом. Что же туда выкидывали соседи? Конечно,
потерявшие в конце семидесятых всякую актуаль-
ность пластинки Леса Бакстера и других гигантов
раннего easy listening. Музыка с мусорки стала для
Квентина лучом света в темном царстве. Так режис-
КРИТИКИ ОЧЕНЬ ДОЛГО СЧИТАЛИ EASY LISTENING МУСОРОМ, МАЛО ДОСТОЙНЫМ ВНИМАНИЯ
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
И
так, начало 60-х, Америка. По всей стране распространяется невиданная до этого тех-
ника: hi-fi стереосистемы. Людям потребовалась музыка, которой они могли бы проте-
стировать два аудиоканала их новой аппаратуры. Оказалось, что для этого великолепно
подходят записи, например, Артура Лаймана или Генри Манчини - легкая, непритязатель-
ная смесь джаза, свинга, рок-н-ролла и неоклассики. "Музыка для лифтов", звуковое со-
провождение гостиничных лобби и приемных частных дантистов получило индульгенцию
своему существованию и право на отдельный чарт в "Билборде".
Так easy listening получил всеобщее признание. На самом деле подобная музыка существо-
вала к тому времени уже несколько лет. "Классический" easy listening начался еще в сере-
дине 50-х - и быстро поделился на экзотику, лаундж и инструментальный поп. Название
первому направлению дала пластинка Мартина Денни
"Exotica",
вышедшая в 57-м году. Пианисты
Денни и Лес Бакстер, вибрафонист Артур Лайман вплетали в свои мелодии легкие африканские и
полинезийские мотивы, использовали японские и гавайские народные инструменты. Хуан Гарсия
Эскивель, указывавший на дисках только свою фамилию, экспериментировал с "внеземным" зву-
чанием, породив "space age pop" - неожиданный взлет интереса к нему пришелся на середину
90-х вместе с альбомом "
Space Age Bachelor Pad Music".
Хорошо известная у нас Има Сумак, тоже
проходящая по ведомству easy listening/экзотика, опиралась на перуанские фольклорные песни.
Выделить из easy listening лаундж гораздо труднее, чем экзотику, тем более что его не
обошли вниманием и такие "экзотические" легенды, как Бакстер и Лайман. Расслабленный,
вязкий лаундж лучше всех стилей easy listening способен менять лицо. Пожалуй, самый из-
вестный его представитель - автор бессмертной "Розовой пантеры" Генри Манчини. Никто
из других лаундж-музыкантов - ни бразилец Серхио Мендес, ни американец Стэн Кентон, ни
дуэт Арта Ферранте и Луиса Тейкера - не смог достичь такой же популярности, как Манчини.
В 50-х же появилось и такое явление, как инструментальный поп - исполнение большими
оркестрами популярных хитов. Пионерами здесь стали тромбонист Рэй Конниф и скрипач,
а в свободное от работы время гонщик на катерах Гай Ломбардо. Из более поздних имен
стоит отметить Джеймса Ласта и Поля Мориа, музыка в чьем исполнении много лет украша-
ла заставку передачи "В мире животных". 60-е по праву считаются золотыми днями "музы-
ки, легкой для ушей" - в последующие два с лишним десятилетия большой популярностью
easy listening не пользовался.
сер
"Криминального чтива"
и
“Бешеных псов"
при-
обрел привычку копаться в завалах вышедших из
употребления объектов масскульта прошлых лет.
Юношеская любовь не ржавеет - композиция Леса
Бакстера
"Long Time Woman"
в исполнении Пэм
Грайер попала на саундтрек к
"Джеки Браун",
а
звуковую дорожку к
"Четырем комнатам"
Таран-
тино заказал самым интересным эпигонам традици-
онного easy listening, квинтету Combustible Edison.
"Эдисоны" блестяще переняли стиль своих пред-
шественников - Денни, Бакстера и Эскивеля - от
музыки до концертных фраков. Солистка взяла
себе псевдоним Мисс Лили Банкет, а гитарист на-
звался просто Миллионером. Первый альбом
Combustible Edison,
"I, Swinger",
считается луч-
шим в дискографии группы и "нового старого"
easy listening вообще.
ФРАНЦИЯ
В
о второй половине 90-х слова easy listening в
очередной раз изменили свое значение. Ви-
ной тому были новые французские и японские
группы.
Сердце первой волны easy listening билось в Шта-
тах. Но это не значит, что Европа оставалась в сто-
роне от моды. Мориа и Ласт работали соответствен-
но во Франции и Германии. Звуковая дорожка к
фильму
"Мужчина и женщина"
- идеальный пример
французского easy listening. Так что Air, Kid Loco и
Dimitry from Paris было на каких корнях расти.
The French band, как всегда добавляют к назва-
нию Air участники группы, Николя Годен и Жан-
ом
ОКТЯБРЬ 2000
37
предыдущая страница 33 ОМ 2000 10 читать онлайн следующая страница 35 ОМ 2000 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст