“ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ-
КОКТО
В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОМ
СЮРРЕАЛИЗМА ПОВЕРНУЛСЯ СПИНОЙ
К КАМЕРЕ,- ЖАН МАРЕ В ПОИСКАХ СВОЕЙ СМЕРТИ ("ОРФЕЙ", 1
950), - КАДР ИЗ ФИЛЬМА
Но вскоре сюрреалисты выдохлись, окончательно разругались меж-
ду собой и разошлись в разные стороны. А Кокто остался и продол-
жал работать. Начинался другой сюжет его жизни.
Как раз тогда, в начале тридцатых, он встретился с юным карьеристом
Жаном Маре, хулиганом и сыном клептоманки. Любовь выскочила пе-
ред Кокто из-за угла, как в старом романе, и поразила его, как молния,
кастет или финский нож. Он бросил Париж под ноги очаровательно-
го авантюриста. Мальчик хотел стать артистом, но у него не было свя-
зей. У Кокто связи были, и он подтолкнул Жана Маре в нужном напра-
влении. Забавно, что в начале этой истории Жан М. не любил Жана К.,
он только притворялся влюбленным. Но он был очень талантливый
актер. Он - прямо по системе Станиславского - поверил в предлагае-
мые обстоятельства и влюбился на всю жизнь. По-настоящему. До бо-
ли. Кокто воспитывал Жана Маре, выращивая его, как драгоценный
цветок. Он учил Жана думать, чувствовать, жить. Кокто вложил в сво-
его возлюбленного свою душу, свое сердце, и Маре стал героем. Он
пытался дотянуться до уровня своего учителя-любовника, и, к собст-
венному удивлению, у него начало получаться. Для начала Маре с ог-
ромным успехом сыграл в
"Царе Эдипе"
Кокто. Затем последовали ро-
ли в
"Рыцарях Круглого Стола"
все того же Кокто, потом в написан-
*
5
А Р Н А Т А С К А Н Н О Й
;зз?И ВГ"- ._13
^ Улыбки, хорошее настроение, новые знакомства.
Дл*.
* Всегда все самое свежее, вкусное и
лучшее.
..
*
^
...доступное любому кошельку.
Более 100 наименований блюд в меню.
Более 200 коктейлей и напитков.
Великолепная коллекция вин
(Франция, Великобритания, Испания,
Грузия и пр.)
4 Сорта разливного пива.
Дискотека, биллиард
...О*. САЖКб,
КА
"ВложАн>а)'й.
...
Время работы с 1 Г до утра
ул. Новая Басманная д. 37 т. 261-06-44
ных специально для Маре
"Несносных родителях"
и
"Пишущей ма-
шинке".
Критики были недовольны. Стиль Жана Маре казался очень
уж эмоциональным, неприлично романтичным, но зрители дрались
из-за билетов, так что можно было с уверенностью говорить о рож-
дении новой звезды, зажженной неутомимым Кокто.
Потом была война, оккупация, попытки спасти друзей от отправки
в концлагерь, история с критиком-коллаборационистом и даже, ка-
жется, агентом гестапо, которого Жан Маре избил на глазах у
всех, интриги в театре "Комеди Франсез", короткий и бурный
роман с любимым скульптором Гитлера Арно Крекером. В
последнем поезде метро, в промежутке между концом
спектаклей в театрах и перед комендантским ча-
сом, собирались все те, кто не хотел умирать
под ногами у нацистов, - борцы Сопротив-
ления, дельцы черного рынка и актеры,
возвращающиеся домой. Жизнь про-
живалась каждый день, ведь ни-
К О К Т О С Т О Я Л У
П О С Т Е Л И
У М И Р А Ю Щ Е Г О
М А Р С Е Л Я П Р У С Т А ,
П И Л А Б С Е Н Т С
А П О Л Л И Н Е Р О М ,
П О Л У Ч А Л О Т
П И К А С С О К А Р Т И Н Ы
В П О Д А Р О К . И П О К А
Б У Н Ю Э Л Ь С К А С Т Е Т О М
Г О Н Я Л С Я З А К О К Т О ,
К О К О Ш А Н Е Л Ь
О П Л А Ч И В А Л А Е Г О
С Ч Е Т А .
кто не знал своего часа, и
смерть ждала за каждым уг-
лом. В общем, была война,
подполье, кокаин, очарован-
ные матросы и женщины в
черных чулках.
Когда гитлеровские войска
покидали Францию и при-
шла пора сводить счеты с те-
ми, кто сотрудничал с окку-
пантами, для Кокто наступи-
ли по-настоящему опасные
дни. Это был "час рогонос-
цев". Посредственности сво-
дили счеты с выдающимися людьми, запачкавшими себя связью с
немцами. Великий писатель Селин вынужден был бежать вместе с
нацистами, менее великий, но тоже очень хороший писатель Дрийе
Ля Рошель выстрелил себе в сердце, а гениальная актриса Арлетти,
звезда фильма Карне
"Дети райка",
отправилась под суд по обвине-
нию в коллаборационизме. Кокто, принимавший в своем салоне офи-
церов оккупационной администрации, был следующим на очереди.
Но в тот раз безупречная репутация Жана Маре уберегла его от по-
зора. Маре и в самом деле был великолепен. В самом конце войны он
снялся в
"Вечном возвращении"
Жана Деллануа (осовремененная
версия любви Тристана и Изольды, по сценарию Кокто, разумеется) и
чуть ли не со съемок бросился на фронт добивать фашистов, а Кокто
остался в Париже, спасать от тюрьмы и высылки неудачливого вора
и гениального писателя Жана Жене, как раз в это время попавшего-
ся полиции при краже книги в букинистической лавке. Жене был
спасен и прощен, а тут и Маре вернулся с фронта, осыпанный награ-
дами, но в глубине души все не убежденный в своем героизме. Впро-
чем, публика не сомневалась, что видит героя. Его свитер, в котором
он снимался у Деллануа, породил новую моду, а популярность его
пса Мунзука переходила границы приличия. Жан Кокто с гордостью
созерцал свое творение, он понимал, что для полного совер-
шенства не хватает только нескольких штрихов.
предыдущая страница 84 ОМ 2000 10 читать онлайн следующая страница 86 ОМ 2000 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст