Д п о п о м а р к е т
арт
ный идеальный образ нашей страны,
- поведал
Новиков информационному каналу Полит.ги. -
То, к чему она должна была бы стремиться.
У
нового поколения теперь в качестве идеалов че-
репашки-ниндзя, супермены и подобные герои.
Поэтому я попытался, создавая эту серию, хотя
бы частично сохранить разрушенные образы
для будущих поколений. Мне важно было сохра-
нить как бы документ существования уничто-
женного искусства и таким образом передать
канон, который сформировался за те 50 лет, в
течение которых создавались эти памятник
и".
Чтобы надежнее сохранить в памяти потомков
всевозможные каноны красоты, Тимур Петрович
с последователями забавляются публичным
сжиганием полиграфической продукции: в огне
побывали журналы ПТЮЧ, “Кабинет", “Художе-
лается Тимуром Петровичем, удивительно кра-
сиво, чудесно, чудотворно. Это искусство умеет
и любит нравиться. Оно бежит перед народом,
размахивая, словно лавровыми веточками, дос-
тижениями современной техники. Обратив вни-
мание на камеру, Тимур Новиков заметил:
“При
посредстве фотографии культ Аполлона возоб-
новляется и становится все более активный.
Заметив пристрастие простолюдинов к ярким
краскам, Тимур Петрович изготовляет прекрас-
ные разноцветные знамена. Вообще, Новиков
очень любит народ.
В своей программной статье “Идея тоталитар-
ного искусства и античность” он много раз ука-
зывает, что классика - красива и нравится лю-
дям, а всякие там Пикассо-Фрикассо - полней-
шая гадость, которая даже в 1937 году в Пари-
учиться красиво рисовать, петь, говорить, пи-
сать стихи! Кем бы ты ни был - пэтэушником в
драной кепке или легковесным эстетом с Петро-
градской, - ты можешь творить красоту. И по-
винуясь мановению руки этого странного чело-
века, Ленинград начал производить искусство.
Новиков заставил заняться творчеством тех,
кого раньше и близко бы не подпустили к моль-
берту или сцене. Он, как истинный Учитель, нес
красоту в народ, черпая ее в нем самом. И
здесь он подобен Толстому, только в отличие от
Льва Николаевича Тимур Петрович презирает
крестьянскую атрибутику - она не вписывается
в его представления о красоте и народе. Пусть
уж лучше босиком, чем в лаптях!
Красота - вообще главное русское слово. Оно
обозначает даже те понятия, которые к ней ни-
ственная жизнь” и многие другие. Автору не из-
вестно, ходит ли при этом Тимур Петрович в
длинной рясе и колпаке с прорезями для глаз.
Вы спросите, с какой это стати я все время на-
пираю на то, что художника Новикова зовут Ти-
муром Петровичем. Правильно спросите. В Рос-
сии только у двух людей в художестве есть от-
чество - у Тимура Петровича и у Дмитрия Алек-
сандровича. Пригова. разумеется. Характерно,
что у последнего оно возникло существенно
позже.
Пятнадцати лет от роду, как раз, когда положено
было менять алый галстук на комсомольский би-
лет, Тимур поступает в клуб юных искусствове-
дов при Государственном Русском музее, где и
остается на всю жизнь, ибо Академия - не что
иное, как кружок юных дарований, точнее тех,
кому Новиков сообщил об их даре. “
Тимур Петро-
вич заставил их всех рисовать,
- рассказывает
арт-критик Елизавета Плавинская, -
он действи-
тельно вырастил человек 15 реально действую-
щих русских художников: Гурьянов, Тобрелутц,
Африка. Это человек, объединивший в себе вли-
яние на крупнейший музей и по-настоящему про-
славивший питерских художников на весь мир".
Вероятней всего, это так и есть. Кого бы я ни
спрашивал, все сходились в одном - то, что де-
же золотую медаль за
живопись не получила.
И прав Тимур Петро-
вич, народ любит, чтоб
ярко и понятно. Чтоб
как в “Последнем дне
Помпеи" - ноготки рас-
сматривать и восхи-
щаться: как верно но-
готок прорисован!
Точь-в-точь как у мое-
го Толика!
Новиков вычленил тя-
гу человечка к понят-
ной красоте и подарил
ему эту красоту. Впер-
вые за сто лет! До не-
го это неуклюже пыта-
лись делать всякие художники-реалисты конца
века, но не было в их головах настоящей мощ-
ной концепции, теории, замысла. А в голове Ти-
мура Петровича все это есть, разложено по от-
дельным полочкам, выстирано и выглажено.
Наши учителя - Платон с Аристотелем, наши
университеты - в античных академиях, наши
люди - вот самое-то главное! - везде наши лю-
ди! ВЕЗДЕ! Каждый может стать красивым, на-
какого отношения не име-
ют. Вот украдет шалопай
у бабушки десятку, купит
на нее жвачку, а ему по-
том вечером скажут: “Не-
хорошо так делать, не
красиво!” Понимаете?
Красота в России не толь-
ко, да и не столько эсте-
тическое понятие. Красо-
та, да простит меня Дос-
тоевский, спасает все: и
мир, и бабкину десятку. И
Тимур Петрович Новиков
знает это наверняка. Поэ-
тому и борется с модер-
нистами и прочими туне-
ядцами, подменившими
красоту весельем. Ведь как модернист скажет,
что ему нравится вещь, - смешная, скажет. А
хорошо - это как? - Смешно. А Тимур Петрович
с этим не согласен, поскольку знает, что жизнь
- это не шутка, а суровая нелегкая дорога. Поэ-
тому и жжет всякие журнальцы, чтоб, с одной
стороны, не повадно было шутить над серьез-
ными людьми, а с другой - опять же, - для со-
греву. Чай не в Греции живем!
В РОССИИ ТОЛЬКО
У ДВУХ
л ю д е й
в
ХУДОЖЕСТВЕ ЕСТЬ
ОТЧЕСТВО -
Уп
д
ТИМУРА
ЕТРОВИЧА И У
ОЬ
. .МИТРИЯ
АЛЕКСАНДРОВИЧА.
ПРИГОВА,
РАЗУМЕЕТСЯ.
36
ДЕКАБРЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 27 ОМ 2000 12 читать онлайн следующая страница 29 ОМ 2000 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст