к и н о
1 |т л ^ , .
узнать, кто такой этот
I О и Ы
Кар-Вай, не нужно читать
его биографию. Достаточно посмотреть
фильмы, и станет совершенно ясно, что дру-
гой биографии у этого режиссера быть не
может. Он совмещает традиции малобюджет-
ной французской новой волны с китайскими
боевиками и современным стилем "бульвар-
ного чтива". Кар-Вай ориентирован на За-
пад, недаром в пятилетием возрасте родите-
ли переехали с будущим режиссером из Ки-
тая в Гонконг (сегодня попытка бегства вы-
глядит безуспешной, но тогда это имело
смысл). Свободная зона дала возможность
Кар-Ваю насытить свои образы европейским
эстетством, американским экшеном и китай-
ской невозмутимостью. Получилась взрыво-
опасная смесь. Замедленного действия. Для
начала Кар-Вай набивал руку в написании
сценариев, тренируясь в основном на жан-
ровых лентах, работал ассистентом у других
режиссеров и телережиссером. Дебютный
фильм принес Кар-Ваю несколько призов и
ноль зрительского внимания. Со вторым
пробным камнем - такая же неудача. Нако-
нец, третий по счету фильм - многобюджет-
ный, масштабный
"Прах времени" -
после
двух лет съемок тоже сдает позиции. Тогда
Кар-Вай, не прекращая работу над
"Прахом",
снимает "
Чунгкингский экспресс".
Два меся-
ца жизни и минимальное количество
средств, чтобы попасть в дамки. Эта картина
послужила детонатором для бомбы под наз-
ванием "китайский Тарантино", как немед-
ленно нарекли Кар-Вая жадные до опреде-
лений критики. Кстати, сам Тарантино, про-
водивший одну из первых пресс-конферен-
ций Кар-Вая в Америке перед премьерой
“Экспресса",
признался, что смотрел этот
фильм уже больше пяти раз и.
..плакал. "
Те-
перь посмотрим, будете ли плакать вы", -
напутствовал зрителей Кар-Вай. С тех пор
каждого его фильма ждут с нетерпением. О
том, что новый фильм Кар-Вая "
Настроение
любить”
готовится к выходу, начали гово-
рить чуть ли не за год. В мае эту картину уже
оценили в Канне. Не в Золотую ветвь, но все
еще впереди. Мы сможем наслаждаться ею в
январе, а пока есть время к этому подгото-
виться. Фильмы Кар-Вая невозможно объяс-
нить или описать. Их можно очень любить
или совершенно не выносить. Они притяга-
тельны и навязчивы, как сахарная вата. Мо-
жет быть, не нужно заниматься препариро-
ванием чистого кино, но стоит ли отказывать
себе в удовольствии?
Д и н а м и к а . То, что отличает китайскую
культуру от в принципе восточной. Недаром
М
китайские боевики известны всему миру. Это
§
не вдумчивая культура самураев, а оголтелая
<
беготня коммунистов. Кар-Вай в своих филь-
о
мах структурирует этот хаос. Перестрелки
8
становятся балетом, рваный монтаж - необ-
ходимым приемом, а нервические персонажи
-точными механическими куклами.
М о л ч а н и е . Герои Кар-Вая мало говорят.
Но даже если говорят, то обычно ерунду. По
телефону с подружками, заказывая кофе или
салат Шефа.
.. Зато они иногда думают вслух,
и вот это уже с толком. Но странность кар-
ваевских героев не объясняется ни в их мо-
нологах, ни на сюжетном уровне. Странность
восточных героев яростно надвигается на ев-
ропейца, заставляя его принять их такими
без объяснений.
К р а с о т а . Почему я думаю, что грядет эра
Востока, - так это хотя бы потому, что мы на-
чинаем различать персонажей в китайских,
японских, корейских и прочих фильмах. В
индийских, слава Богу, все пока на одно ли-
цо. Герои Кар-Вая мало того, что самобытны
- каждое лицо буквально врезается в память,
- так еще и красивы. Нечеловечески краси-
вы. Тонкие, изящные, быстрые, они вовсю
пользуются своей "животной" энергетикой.
С ю ж е т . Отсутствует. Стиль Кар-Вая можно
было бы охарактеризовать как "картинки с
выставки". Его фильмы, как наборы красоч-
ных открыток, можно тасовать и рассматри-
вать в произвольном порядке. То цветные, то
черно-белые - они поражают или угнетают
своим подчеркнутым эстетством.
Ф и Л О С О ф и Я . Неприкаянность. Неустро-
енность. Отсутствие желаний. Герои Кар-Вая
- марионетки, которые абстрактно любят и
абстрактно убивают. В восточной традиции у
персонажа нет характера - только роль.
М у з ы к а . Одна мелодия на всю картину,
навязчиво вплетенная в мысли героев. На-
строение - романтическое и тревожное.
Некто, вернувшись из Китая, сказал, что за
этой страной - будущее. Когда смотришь
фильмы Вонга Кар-Вая, думаешь, что это и
правда так.
©
(KAR-WAI W O N G )
Родился в 1958 в Шанхае.
* Получил диплом в Гонконгской Политехнической школе,
изучая графический дизайн.
^Работал на телевидении помощником режиссера.
* В начале 80-х начал писать сценарии для кино.
4 Режиссерский дебют Кар-Вая
"As Tears Go By"
(1988)
продюсировал его наставник режиссер Патрик Трам.
* Следующий фильм Кар-Вая
"Days of Being W
ild"
так и остался
незавершенным, потому что первая его часть не пользовалась
успехом у зрителей. Но не у критиков, разумеется.
* Первой коммерческой удачей и одним из лучших фильмов
режиссера стала картина
"Чунгкингский экспресс"
(1994).
РЕЖИССЕРСКАЯ
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1988 Wong gok ka moon/As Tears Go By
1991 A Fei jing juen/Days of Being Wild
1994 Прах времени/Dung che sai
duk/Ashes of Time
1994 Чунгкингский экспресс/Chongqing
senlin/Chungking Express
1995 Падшие ангелы/Duoluo
tianshi/Fallen Angels
1997 Счастливы вместе/Cheun gwong tsa
sit/Happy Together
2000 Настроение любить/In the Mood
for Love
2000 2046
ОМ
ДЕКАБРЬ 2000
43
предыдущая страница 33 ОМ 2000 12 читать онлайн следующая страница 35 ОМ 2000 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст