Макдорманд в погоне за "Оскаром" ("Фарго", 1996).
Герой Бушеми еще не знает, что умрет от сердечного приступа ("Большой
Лебовски", 1998).
твецы".
В 1981-м и 1982-м соответственно
Джоэл помогал товарищу монтировать его
первые ужастики. Через два года Джоэл и
Этан сделали свою первую ленту -
"Просто
кровь".
HAPPY T O G E T H ER
Это и так все знают, но на всякий случай по-
вторю. В титрах Джоэл значится режиссе-
ром, а Этан - продюсером. Авторами сцена-
рия всегда указаны оба. Реально вместе они
делают все: пишут, режиссируют, продюси-
руют и монтируют (в последнем случае ино-
гда под псевдонимом). В Канне они вместе
выходили на сцену получать Пальмовую
ветвь за режиссуру.
"Мы
-
сорежиссеры, это
лучше отражает процесс,
- говорит Джоэл.
-
А в титрах называемся "режиссер" и
"продюсер" по произвольному выбору". "Но
все-таки не случайному, -
возражает Этан.
-
Джоэл общается с актерами, а я занима-
юсь всякой технической ерундой, но мы час-
то меняемся ролями". "И еще, -
снова Джо-
эл, -
в таком разделении есть психологиче-
вилась у мужа в 1996-м в
"Фарго",
перехватив "Оскар" у Эмили Уотсон, сыгравшей в том же
году гениальную роль в
"Рассекая волны"
фон Триера.
Д Е Б Ю Т
Первому фильму Коэнов спели дифирамбы все, кто умел петь и нет. "Пост-нуар", "великолеп-
ный черный триллер" получил приз в Санденсе, на фестивале независимого кино. 16 лет спу-
стя в "
Просто крови"
видны все элементы конструктора, из которого потом вырос знамени-
тый коэновский стиль: неудавшееся преступление как движущая сила сюжета; "одноэтажная
Америка" и "люди по соседству"; крайне изобретательные отдельные action sequences - здесь
эпизод с пришпиленной к подоконнику рукой; неистребимая ирония и некупированное на-
силие. Но
"Просто кровь"
был снят еще слишком всерьез. Коэны не рискнули издеваться
надо всем - времена тотального обстебывания, как в
"Фарго"
и "
Большом Лебовском",
еще не
пришли.
БАРТОН
После безусловного успеха "
Просто крови"
на последовавших
"Воспитывая Аризону"
(1987)
и
"Перевал Миллера"
(1990) критики спустили всех собак. Коэны стоически снесли все упре-
ки и в 1991-м ответили недоброжелателям одним уничтожающим ударом:
"Бартон Финк".
Почти сюрреалистическая лента
("Этан называет это "buddy movie девяностых", Джон Тур-
турро "фильмом о взрослении", а мне кажется, что это просто черная комедия",
- Джоэл
Коэн) о дружбе писателя и серийного убийцы в золотые для студийной системы 30-е угоди-
ла в солнечное сплетение кинообщественности, и три главных приза Канн были за это дос-
тойной наградой.
На
"Бартоне Финке"
у Коэнов появился новый оператор - Роджер Дикинс. До этого братья
р г т ь
M O P A n h ?
ский фактор. Мы как бы показываем, что
нам не нужен ни другой продюсер, ни другой
режиссер".
В
"Просто крови"
Коэны сняли жену Джоэ-
ла, актрису Фрэнсис Макдорманд. Второй раз
(на самом деле четвертый, но камео в
"Пере-
вале Миллера"
и второплановое участие в
"Воспитывая Аризону"
не в счет) Фрэн поя-
работали с Барри Зонненфельдом - его блестящая манера съемок отмечалась едва ли не в ка-
ждой рецензии. Но в конце 80-х Барри решил сам заняться режиссурой, и Коэнам пришлось
искать новую кровь. Дикинс подошел идеально, и пока замену ему искать не приходится.
"Бартон Финк" -
"золотая середина" в фильмографии Коэнов. Четвертый из девяти сня-
тых на текущий момент картин, он делит карьеру Джоэла и Этана на две части, "до славы"
и после. Три сделанные "до" ленты можно считать разминкой. После каннского триумфа
от братьев ждали только шедевров. Последовавший
"И.о. Хадсакера"
(1994) ожиданий не
оправдал.
106
ДЕКАБРЬ 2000
ОМ
предыдущая страница 91 ОМ 2000 12 читать онлайн следующая страница 93 ОМ 2000 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст