нента в человеческом сознании, которое прозорливый Умберто Эко обозначил как "вечный
фашизм". В сущности, это не что иное, как желание залезть обратно на свое дерево. Или,
выражаясь шершавым языком психоанализа, в материнскую утробу.
Надо сказать, век ушедший способствовал, как мог, изоляционизму во всех областях чело-
веческой жизни - в экономике, политике, культуре, идеологии. Мир блоков и лагерей оста-
вил за здорово живешь на полях всемирных и локальных сражений более чем сто миллио-
нов человек - тут поневоле захочется запереть поплотнее двери и никого к себе не пус-
кать. Но, как справедливо заметил Стюарт Хоум, "не
пройдет и ста лет, как средний чело-
век будет понимать, чем от личались фаш ист ы от коммунистов, примерно т ак же, как
сейчас он понимает, чем от личались гвельфы от гибеллинов".
Но на излете века под поч-
ти единодушные бурные аплодисменты разделявшая мир Берлинская стена рухнула. Нео-
либеральные историки, такие, как Френсис Фукуяма, и философы-неогегельянцы, такие, как
Жан Бодрийяр, заявили торжествующей толпе, что на этом история, в сущности, кончилась.
Но как только осела поднятая при падении пыль, на наших глазах начал повторяться рас-
клад миллионолетней давности - испуганная обезьяна, выйдя из дремучих джунглей, обна-
ружила себя на просторах саванны постиндустриального мира.
Крах двухполюсного мира совпал - и, скорее всего, не случайно - с информационной рево-
люцией. "Мировая деревня", предсказанная Маршаллом Маклюэном еще в 60-е годы, стала
реальностью. Туда, куда не успеваешь ты сам, успевает твоя воля, устремившись по оптово-
локонному кабелю.
Мир, таким, каким мы его знали, подошел к концу, и многих это пугает. И не зря: в конце
концов, беспокойство, терзавшее нашего предка с палкой-копалкой в руке, имело под со-
бой веские основания. Опасения, высказываемые перед лицом грядущего специалистами и
интуитивно ощущаемые на уровне вибраций средним человеком, не менее реальны, чем
саблезубые тигры и прочие любители обезьяньего мяса, жившие за миллион лет до нашей
эры. Но что бы с нами со всеми было, испугайся наш пращур и залезь обратно на дерево?
Итак, кто же они - саблезубые тигры наших дней? На роль таковых в учении антиглобали-
стов претендуют, во-первых, международные торговые и финансовые организации, во-вто-
рых, транснациональные корпорации и, в-третьих, финансовые спекулянты. Список обви-
нений, предъявляемых им, весьма обширен. Это и бесчисленные проблемы "третьего мира"
и "новая бедность" в "мире первом", разрушение экологии в погоне за сверхприбылями, ис-
кусственное создание (все с той же целью) финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии,
возбужденном воображении кошмары в ду-
хе фильмов категории "В". Но что-то в апо-
калиптической риторике обвинителей зву-
чит до боли знакомо. Где-то мы что-то по-
добное уже слышали.
Наверняка ту нашу гипотетическую обезья-
ну, о которой мы не раз уже говорили, бес-
сонной и нервной ночью посреди саванны
постигло озарение - против нее существует
заговор! Саблезубые тигры - это только зри-
мое воплощение враждебной и темной силы.
Безымянная обезьяна назвала эту силу
"злым духом", апостол Павел - "лукавым Са-
таной", Маркс - "капиталом", народ попроще
- "жидомасонами", "грязными ниггерами",
"отвратительными хуту" или "мерзкими тут-
си". Или "транснациональной элитой".
..
Опасное сближение между правым и левым
краем политического спектра в рамках анти-
глобалистического движения отмечено мно-
гими исследователями. Показательным в
этом отношении оказалось, в частности, не-
ожиданное совместное выступление лидера
американских правых Пата Бьюкенена (быв-
шего спичрайтера Рональда Рейгана) и эко-
логического вождя Ральфа Найдера, речи ко-
торых звучали чуть ли не в унисон во время
декабрьских событий 1999 года в Сиэтле. Ле-
вые, традиционно мыслившие в категориях
мировой революции и космополитизма, вне-
запно стали обожателями национальных го-
сударств, заступниками мелкого отечествен-
АНТИГЛОБАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВЗЯЛО НА ВООРУЖЕНИЕ ВСЕ
ПРОВОКАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ДАДАИСТОВ, СЮРРЕАЛИСТОВ И
10BAI
C A P ITA LIS M !
Латинской Америке и России, провоцирование этнических конфликтов, ведущее к ранее
невиданному размаху миграций, которые, в свою очередь, ведут к новым этнокультурным
напряжениям. В краткой форме все эти обвинения можно свести к следующему: в мире воз-
никает новая наднациональная элита, стремящаяся к созданию в своих эгоистических ин-
тересах мирового правительства, которое, не находясь под демократическим контролем,
будет пренебрегать интересами как отдельных наций, так и человечества в целом. На по-
литическом уровне роль главного жупела предсказуемо исполняет США - источник миро-
вой власти, на теоретическом - господствующая в корпоративном мире идеология неоли-
берализма в редакции нобелевских лауреатов Фридмана и Хайека.
Многие, очень многие из этих обвинений не лишены резона: картины выжигания дожде-
вых лесов действительно ужасают, рабочих "потогонных" фабрик в Индонезии и Малайзии
искренне жаль, 1,2 триллиона "безродных" денег, пролетающих ежедневно из конца в ко-
нец планеты по проводам под контролем никому не подотчетных личностей, вызывают в
ного бизнеса, да и
вообще всего отечественного - это ли не па-
радокс? Но страх перед Чуждым и не до этого
доводит: сапатисты в Мексике, поговаривают,
имеют множество тайных, но взаимополез-
ных контактов с верхушкой армии и католи-
ческой церкви. А одна из крупнейших анти-
глобалистических организаций "Глобальное
действие людей" финансируется богатейшим
человеком Европы и ярым противником евро-
пейской интеграции сэром Голдсмитом.
..
Но это все к слову. Есть среди антиглобали-
стов и люди, которые понимают всю
неловкость подобного альянса и ищут
самостоятельного пути.
ОМ ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2001
123
предыдущая страница 106 ОМ 2001 01-02 читать онлайн следующая страница 108 ОМ 2001 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст