ИЛЬЯ Кормильцев
Художник? При всей произвольности смысла этого сло-
0
Стюарте Хоуме известно только, что он, вероятно,
ва в XX веке, Хоум и здесь находится за гранью, ибо
родился в 1962 году. И на том спасибо. Для челове-
главное его произведение в области изящных искусств
ка, сделавшего провокацию и розыгрыш своим ремес-
- "Бессрочная арт-забастовка", то есть сознательное
лом, это уже прямо-таки непростительная утечка ин-
решение не изготовлять никаких произведений искусст-
формации.
ва. Никогда.
Хоум ускользает от определений: кто он - писатель? ху-
Критик или философ? Добрый десяток книжечек с критиче-
дожник? критик? философ? политик? И да, и нет - и тот, и
скими работами, подписанными "Стюарт Хоум", посвящены
другой, и третий: в той же степени, в которой джокер -
исследованию движений, в которых автор сам являлся уча-
это туз, валет или десятка.
стником, зачастую
единственным
- таких, как "Неоистский
С одной стороны, конечно, писатель, поскольку 7 рома-
альянс", "Движение за плагиат", та же "Арт-забастовка",
нов говорят сами за себя, - но многие не признают за
"Лондонская психогеографическая ассоциация", "Ассоциа-
литературу сии брутальные тексты, в которых лихо и
ция автономных астронавтов" и тому подобное,
произвольно смешаны в микстуру, напоминающую по
Политик? И анархисты, и троцкисты, и фашисты, и эко-
составу то ли самодельную взрывчатку, то ли наркоти-
логи - все морщат нос при одном только упоминании
ческий суррогат, приемы всех низовых жанров - от лис-
этого имени. Хоум успел насолить всем, высмеять всех,
товки и уличного граффити до дешевых оккультных
обложить всех отборной руганью - включая самого се-
книжонок, трэшевых новелл и голубого порно.
бя, разумеется. "Публичная склока и судебное разбира-
СТЮАРТ ХОУМ
Я
закрыл глаза и расслабился, а когда
снова открыл их, Сара Остерли исчез-
ла. Вместо нее напротив меня сидел
человек, в котором я узнал доктора Джона
Ходжеса. Именно он держал меня под конт-
ролем, именно от него я, судя по всему, скры-
вался всю жизнь. Я проследовал за Ходжесом,
мы сели в автомобиль и поехали в кабинет
доктора в Белгравии.
- Плоховато выглядите, - дружелюбно ска-
зал Ходжес. - Витаминчиков бы вам вколоть.
- Я не хочу убивать ребенка, - рыдал я, пока
меня пристегивали ремнями к операционно-
му столу. - Почему я должен его зарезать?!
- У вас нет выбора, - сказал доктор, выкручи-
вая мне руку. - Вы думаете, что вырвались
из-под контроля, но каждый эпизод в вашей
печальной истории запрограммирован нами.
- Не понимаю!
- Это следующая стадия наших эксперимен-
тов по контролю над сознанием, - принялся
объяснять хирург. - Мы хотим научить на-
ших пациентов сознательно активировать
различные личности, которые мы создали в
их мозгу. Овладев этим умением, они с лег-
костью справятся с любой ситуацией, воз-
никшей в ходе ведения ими шпионской дея-
тельности.
- Но у меня нет склонности к совершению
убийств, - простонал я.
- Какая чушь! - рявкнул Ходжес. - Неужели
вы не знакомы с так называемой миметиче-
ской теорией возникновения желания?
- Нет.
- Мы ценим вещи, - принялся разъяснять до-
ктор, - потому что их желают другие люди.
Мы усваиваем систему ценностей, подражая
другим, - короче говоря, мы не столько же-
лаем вещи сами по себе, сколько желаем по-
ходить на ближних. Но если мы желаем того
же, что и другие, то конфликт неизбежен.
Для того чтобы положить конец этому кон-
фликту, необходим суррогат, очистительная
жертва, убийство, после которого в социуме
воцаряется покой. В вас мы запрограммиро-
вали личность, идентичную той, которая им-
плантирована в сознание двойника Сары Ос-
терли. Это неизбежно приведет к конфликту
между вами и малолетней матерью-одиноч-
кой, и конфликт этот вы сможете разрешить
только через ритуальное человеческое жер-
твоприношение!
- Но это ужасно! - простонал я. - Это же так
ужасно!
- Ничего ужасного, - настаивал Ходжес. -
Этот акт разом окупит все вложения, сделан-
ные в мои исследования! Как бы вы ни упи-
рались, в конце вы сделаете то, что хочу от
вас я!
- Ни за что! - вскричал я, но тут игла вошла
в мою вену, и началось беспамятство, кото-
рое продолжалось то ли несколько недель,
то ли несколько месяцев.
Я очнулся в незнакомой постели. Рядом ни-
кого не было. Я встал и открыл шторы. Лод-
жии, лоджии, ряды лоджий - спальный рай-
он. В комнате почти ничего не было: гарде-
роб с весьма странным подбором одежды да
несколько эстампов на алхимические сю-
жеты на стенах. В гостиной - ряд предме-
тов явно чернокнижного толка и книги,
книги, книги. Бегло пробежав взглядом по
корешкам, я успел различить труды Элифа-
са Леви, Папюса и Юлиуса Эволы. Из назва-
ний книг явствовало, что их авторы писали
на эзотерические темы, о чем свидетельст-
вовал и тот факт, что немногие известные
мне имена принадлежали прославленным
оккультистам. Среди прочих были там и
произведения Алистера Кроули, мадам Бла-
124
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2001
ОМ
предыдущая страница 107 ОМ 2001 01-02 читать онлайн следующая страница 109 ОМ 2001 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст