том, что спутать Северного невозможно ни с
кем и авторство многих народных песен, ко-
торые он записывал с разными коллективами
в Одессе, в Магадане и в родном Ленинграде,
затем приписывали ему. Знавшие его утвер-
ждают, что "сказать, что Северный пил - зна-
чит не сказать ничего". Умер в 80-м году. Кол-
лекционеры любовно собрали пленки с его го-
лосом, продюсер Александр Фрумин, являясь
зятем Северного и обладателем авторских
прав на все наследие, не скрывает его от обще-
ственности. Так что диски "короля подполь-
ной песни" выходят в последние годы регу-
лярно и в большом количестве.
Еще одна безусловная легенда жанра - питер-
ский ансамбль "Братья Жемчужные". В 70-е и
начале 80-х, вслушиваясь в хриплые голоса на
затертых магнитофонных лентах, меломаны
фантазировали себе образ подпольного ансамб-
ля. Кто говорил, что "Жемчужные" - цыганские
бароны, кто утверждал, что они - признанные
уголовные авторитеты, некоторые вообще были
уверены, что ансамбль состоит из эмигрантов и
записи приходят из-за границы. КГБ разыски-
вал "идеологических диверсантов", но, к сча-
стью, безуспешно. А по стране расходились но-
вые и новые "домашние" концерты.
Конечно, еще ребенком и я слышал это назва-
ние. Позже мне казалось, что либо они давно
уехали из России, либо уже умерли, а если и
живы - то должны быть очень старыми. Как
же я был удивлен, когда узнал, что крепкий
жизнерадостный, совсем не старый человек, с
которым я здоровался, сталкиваясь в коридо-
ре, и есть главный "Брат Жемчужный" Нико-
лай Серафимович Резанов. Он - голос и гитара
ансамбля. Кроме него "Братья Жемчужные" на
сегодняшний день - это Виктор Смирнов, веда-
ющий всеми клавишными и потомственный
цыганский барон, скрипач Алексей Дульке-
вич. Резанов, которого друзья любовно зовут
"Серафимыч", рассказывает, что таким назва-
нием ансамбля они хотели запутать КГБ и от-
вести подозрение от себя в адрес цыган-пере-
движников. Сейчас они штатные музыканты
студии "Ночное такси" Александра Фрумина.
Да, что касается возраста, Серафимыч в про-
шлом году отметил 50-летний юбилей. Мне
как-то довелось быть с ним на ночной пируш-
ке в одном из питерских казино. Я вдруг уви-
дел счастливого человека, всю жизнь посвя-
тившего своему бесспорному призванию: бу-
дучи гостем и выйдя на сцену "просто спеть
одну песню для друзей", Серафимыч завелся
так, что не мог сойти с нее три часа, перепев
гигантское количество куплетов - от
"М ур-
ки
"до
"Крейсера "Аврора".
Соловьева-Седого
он, кстати, особенно ценит.
Еще в прошлом году случилась небольшая
сенсация на рынке грамзаписи, и произвел ее
человек с простой и понятной каждому фами-
лией Круг, опередив по продажам носителей
практически всех наших "звезд".
Я помню времена, когда невозможно было ук-
рыться от достающей из каждого ларька ме-
лодии
"Яблоки на снегу"
или
"Б ел ы ер озы ".
В
прошлом году многим пришлось выучить на-
изусть
"Владимирский цент рал".
Житель Твери, большой патриот своего горо-
да, Михаил Круг когда-то колесил по его ок-
рестностям, работая шофером. В свободное
время сочинял песни, становился лауреатом
местных конкурсов. На мой взгляд, Кругу
удалось точно сыграть на народной сенти-
ментальности, любви к незатейливому юмору
и простым житейским историям. В этом сезо-
не он один из самых дорогих гастролеров.
Самый удачный продюсерский проект послед-
них двух лет в "Шансоне", несомненно, Катя
Огонек. Заводной бит на четыре четверти, соч-
ная гитара и голос дворовой хулиганки, рас-
сказывающей страшные истории с зоны. У лю-
дей, читавших текст на обложке первого аль-
бома
"Белая т айга",
ком подкатывал к горлу,
когда узнавали они, что Катю осудили за по-
ступок, непреступный по людским законам.
Но на зоне она запела, песни дошли до одного
влиятельного продюсера, и он уговорил лагер-
ное начальство, привез в зону портостудию и
сделал записи. Дескать, вот вы альбом слушае-
те, а Катя до сих пор сидит! Находились, прав-
да, циники, с усмешкой утверждавшие, что все
это продуманный продюсерский ход. Легенда.
Дескать, ни на какой зоне Катя не чалится, а
выпивает себе всласть и закусывает в москов-
ских ресторанах. Но в эпоху телесериалов, что
для народа важней - обыденная правда или
захватывающая легенда?
Еще один человек, данные биографии которо-
го формальны и скудны, а легенды как мини-
мум любопытны. Ими и ограничимся. Говорят,
что Иван Кучин родился в Сибири, сидел и не
раз, отсюда убедительность всех его песенных
рассказов о зоне, о тоскливом ожидании сво-
боды. Но самая интересная легенда - про то,
что Иван Кучин, будучи в музыкальном отно-
шении самоучкой, не только полностью сам
записал свои песни в домашней студии, но еще
и своими руками эту студию спаял и сконстру-
ировал. Вообще, его песни - очень забавный
симбиоз. Представьте текст о долгой отсидке,
положенный на добротный скеат-Лоиве, не
опозоривший бы и Роберта Майлза.
Трофим (или Сергей Трофимов), по-моему,
один из самых одаренных представителей
"шансонного" клана. Кроме сольных альбо-
мов, наполненных ироничными и остроумны-
ми зарисовками нашей повседневности, Тро-
фим поддерживает стопудовыми хитами мно-
гих затухающих эстрадных светил
("Боже, ка-
кой пуст як"
и практически весь этот альбом
А. Иванова), сколачивает рок-группу и явля-
ется автором Всенощной Литургии, которую
по сей день поют в одном из московских хра-
мов. Клип на песню
"Дал бы кто взаймы"
стал первой шансонной ласточкой в эфире
МТУ и явно потряс воображение тинейджеров.
Еще к числу наиболее интересных и продви-
нутых в текстовом отношении, безусловно, от-
носится Тимур Шаов. Интеллектуал, начитан-
ный вдрызг, жил на Кавказе, работал доктором
в тамошней больнице, унаследовал от профес-
сии специфический "медицинский" юмор,
приправленный живительным цинизмом.
В Петербурге одно время даже существовало
кабаре с таким названием. Жанр кабаре как
форма вечеринки, как способ времяпрепрово-
ждения сам по себе очень интересен. Здесь же
возрожденная форма была помножена на пи-
кантное и малодоступное ранее содержание.
Заправляла всем блистательная Татьяна Ка-
банова, которую даже недоброжелатели в
глаза и за глаза называют королевой русско-
го шансона! С аристократичной внешностью,
полная грации и артистизма, роскошным го-
лосом с вибрато а-ля Эдит Пиаф, Кабанова ли-
хо распевала блатные песни, неожиданно
одухотворяя их и превращая из народного
фольклора в высокое искусство.
Кабаре - увы, ибо в нем имелся и корыстный
интерес автора этих строк - приказало долго
жить. Кабанова, записав блестящий дуэт с А.
Розенбаумом, работает над новым сольни-
ком. Запомнился рефрен одной из песен:
"Ст оит Москва такая деловая, стоит та-
кой бандит ский Пет ербург".
В пресловутом "бандитском Петербурге" "Шан-
сон" как-то сразу и органично вписался в ан-
самблевые архитектурные ландшафты. Стал
своим и для таксистов, и для интеллектуалов.
Мои знакомые художники говорили, что в их
мастерских приемники круглые сутки настрое-
ны на эту частоту, потому что
"...понимаешь,
старик, хочется чего-то экстремального, не-
обычного, а другие не вставляют уже".
Знако-
мые кинорежиссеры рассказывали, что один из-
вестный сценарист так заслушивался "блатняч-
ком", что даже пригласил крупного певца-шан-
сонье на роль криминального авторитета в свой
режиссерский дебют. Моя авторская программа
"Полночный кабачок" на "Русском шансоне"
подразумевала участие в посиделках известных
людей: актеров, музыкантов, литераторов. Вот
когда был случай воочию убедиться в отноше-
нии творческой интеллигенции к "низкой на-
родной субкультуре". Актер Игорь Скляр при-
знавался в любви к творчеству Любови Успен-
ской, Сергей Мигицко подпевал Аркадию Север-
ному одесские куплеты, мой любимый Виктор
Сухоруков, еще не будучи столь известен, до
"Брата-2", слушал по "Шансону" все подряд.
Так обстояло дело в Питере, Москва же до поры
сопротивлялась вторжению подпольной куль-
туры. Затем произошел курьез, к творчеству от-
ношения не имеющий, но повлиявший на фор-
мирование сегодняшнего "шансонного" радио-
154
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2001
ОМ
предыдущая страница 136 ОМ 2001 01-02 читать онлайн следующая страница 138 ОМ 2001 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст