ФОТО ВЛАДИМИР OKVHEB ЕВГЕНИИ ГИРШЕВ
ший и грамотный текст. Ибо
смысловая содержательность -
главное отличие русского шан-
сона от его противоположности
- русской попсы. По форме же
песни могут быть абсолютно
разными. Так и стали для "рус-
ского шансона" своими практи-
чески все мало-мальски извест-
ные барды, получившие наконец
долгожданную прописку в БМ-
диапазоне. Вася Пряников, ныне
БЫВАЛА В "ЗОНАХ"
ФОЛЬКЛОР
гражданин Германии, упаковы-
вающий залихватские тексты в
зубодробительные техно-аран-
жировки, тоже стал однозначно
своим. К русскому рок-н-роллу
отношение самое благожела-
тельное, но предпочтительны
группы, у которых саунд помяг-
че, а слов в песнях побольше,
при этом интуитивно отсекают-
ся ироничные проявления, фор-
мально вроде бы близкие жанру.
Я помню, как в Питере на радио
"Русский шансон" было отка-
зано в ротации группе "Ленинград", несмотря на первоначальные
восторги музыкального редактора Вадима Гусева в адрес их альбома.
Все удивлялись: ну как же так? Это же ваше! Они же такой блатняк
жарят!
Возникла ситуация, когда артистические проявления, манипулиро-
вавшие жанром, выводя его в плоскость искусства, отсекались. При
этом приветствовались десятки малоодаренных, а порой и просто
бездарных людей, главным достоинством которых была искренность
на грани стриптиза или умелая ее имитация.
Категоричность музыкального редактора незамедлительно проявля-
лась и в тех случаях, когда он своим чутким слухом улавливал инто-
нации псевдо или спекуляции на теме. Так, при полном пиетете к
русскому фольклору полетели в корзину диски ансамбля "Золотое
кольцо" и навсегда, без права реабилитации, был изъят из фонотеки
исполнитель Звездинский. Почему? Да потому, что интересным об-
разом появилась его авторская подпись под теми песнями, которые
народ пел и слушал еще до его появления на свет.
Что касается ретро - оно всегда было в почете. Александр Вертинский
признается одним из патриархов жанра, Козин и Утесов, Баянова и
Юрьева - в большом авторитете. Есть даже Шаляпин и Морфесси.
Я, как поклонник всего чудного и странного, испытывал дикий вос-
торг от суперконтрастного микса в эфире: разухабистую песнь про
воров сменяла ариетка печального Пьеро, следом - забойный рокеш-
ник от Чижа с компанией, после - риторическая "Виновата ли я?" и
где-то там, за неизменной Муркой маячил
"Изгиб гит ары ж елт ой".
В ШУМНОМ БАЛАГАНЕ ЛЮБЯТ СОБИРАТЬСЯ
В эфире радио "Шансон" звучит огромное количество настолько разных
исполнителей, что порой удивляешься: что же у них общего-то, кроме
русского языка? Существует еще и разница в их известности народу.
Скажем, информацией о Владимире Высоцком или Борисе Гребенщико-
ве кого-то удивить сложно. Александр Розенбаум или маэстро Вертин-
ский тоже всем хорошо известны. Но есть люди, о которых легенд
ходит значительно больше, чем реальной информации.
©
ДЕСЯТЬ ПЕВЦОВ
НЕВОЛИ
С ТОЙ СТОРОНЫ
1. Джонни Кэш
- звезда музыки
кантри, посидев за решеткой, любил де-
литься воспоминаниями об этом в длин-
ных балладах.
2.
Серж Генсбур -
неоднократно
задерживался правоохранительными ор-
ганами, в основном за непристойное по-
ведение и нарушение общественного
спокойствия. Отразил впечатления в же-
стком альбоме "You're under arrest". Ну а
благородную братву воспел в
"Bonny&Clayd".
3 .
Том Уэйте
- во-первых, образ
уличного оборванца, которому ничего не
стоит и кошелек срезать, и машину уг-
нать. Во-вторых, музыка к фильму Джима
Джармуша "Down by the Law" и роль зека
в нем. Очень хорошо смотрится в камере
(не телевизионной, конечно).
4. Ник Кейв
- по-моему, еще никто
из русских шансонье не пел о пережива-
ниях заключенного за минуту до освобо-
ждения на тот свет. Брутальный гимн
"The Mercy Seat" ("стул милосердия" -
электрический стул) каждому даст яркие
впечатления о Преступлении и Наказа-
нии.
5. Марк Алмонд
- поклонник про-
клятых поэтов, Жана Жене и Жака Бреля,
не может не петь о насилии, маргиналь-
ности, решетках внешних и внутренних.
Тем более что тюрьма закаляет настоя-
щую мужскую дружбу.
6 .
Джеймс Браун
- отсидел не-
сколько лет в американской тюрьме.
Пошло это ему на пользу в плане написа-
ния песен или нет - трудно сказать.
7. Трики -
даже сделал специальный
альбом, состоящий из записанных им тю-
ремных интервью с отпетыми уголовника-
ми, в которых они повествовали о своей
нелегкой доле.
8 .
Чак Берри
- пел абсолютно без-
обидные с точки зрения цензуры песни,
но был упрятан американским правосуди-
ем за решетку за растление малолетней.
9. Ману Чао
- понятно, что боль-
шинство слов вам не понятно. Но нужны
ли слова? Вслушайтесь! Разве вы не слы-
шите? Как тогда еще должен звучать ис-
панский "блатняк"?
10. Американские рэпперы
- выбирай на вкус любого. По статистике,
в каждом третьем рэпе - факи в адрес
копов, отчаянные и безнаказанные кил-
леры, в общем, гоп-стоп, малина, шухер!
ОМ ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2001
85
предыдущая страница 70 ОМ 2001 01-02 читать онлайн следующая страница 72 ОМ 2001 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст