lie relations такие клиенты исчисляются десятками, сотнями и тысячами.
Кроме того, пиар безжалостно эксплуатирует желание человека быть популярным и казаться
лучше, чем он есть. Эти слабости заставляют некоторых выкладывать шести-семизначные
суммы в у.е., на которые потом кормится целая армия наших коллег и обслуживающих их ин-
тересы журналистов.
В среде PR-менеджеров популярен анекдот. Армянское радио спрашивают: "В чем разница
между белым пушистым хомячком и грязной вонючей крысой?" Ответ: "В пиаре".
Всплытие 1. Васисуалий Лоханкин и его роль в русской ре-
волюции
Все чаще прихожу к выводу, что неплохой политик получился бы из Ганнибала Лектора. Ведь
только политики умеют с таким коварством "сожрать" своего оппонента (именно так это на-
зывается в этой среде). При этом сами они зачастую милые, компанейские и тусовочные лю-
ди. Но таковы жестокие правила их мира. Чтобы политическая возня выглядела в глазах об-
щества более-менее пристойно, задействуют public relations.
Местом первого всплытия стал расположенный рядом с Госдумой грузинский ресторан "Араг-
ви", где любил бывать Лаврентий Берия. Передо мной - початый графин с водкой "Absolut" и
генеральный директор центра по связям с общественностью и маркетингу "Время вперед" Ар-
тур Муезеров. Пока диктофон исправно фиксирует сказанное собеседником, сознание пыта-
ется бороться с образами лубянских подвалов, навеянными оптимистичной росписью ресто-
ранных стен.
"Впервые в России политический пиар во весь голос заявил о себе на президентских выборах
1996 года, - говорит Артур Муезеров. - Тогда в считанные месяцы рейтинг Бориса Ельцина
вырос почти в десять раз. Грамотно проведенная кампания "Голосуй или проиграешь", запу-
гивание избирателей коммунистической угрозой сделали свое дело и обеспечили победу ста-
реющего президента во втором туре".
Самым ярким примером эффективного использования пиара в политике стали президентские
выборы марта-2000. Мог ли кто-нибудь предполагать, что всего за полгода рейтинг никому не
известного премьера разбухнет как на дрожжах, что позволит Владимиру Путину со зна-
чительным отрывом победить уже в первом туре? По мнению Артура Муезерова, "для того,
- начальник управления по связям с общест-
венностью банка "Энергокредит" Полина Ле-
бедева: "С начала этого года мы провели не-
сколько эффективных РЯ-акций - показали
через СМИ быстрый рост активов нашего мо-
лодого банка и усиление присутствия на
ММВБ и других валютных площадках. В ре-
зультате количество клиентов выросло в пол-
тора раза. Со следующего года банк планирует
выйти на рынок пластиковых карт. Руководст-
во прекрасно осознает, что и в этом деле без
РЯ-поддержки не обойтись.
.."
"Зашибись, - думал я, разглядывая сквозь бо-
кал лицо симпатичной собеседницы. - Через
полгода непременно сделаю интервью с руко-
водством этой динамично развивающейся
конторы. Глядишь, если правильно напишу,
дадут пластиковую карточку и откроют нехи-
лый депозит. Тогда можно будет затеять ре-
монт в квартире, обновить машину или зака-
зать несколько дорогих костюмов". Очевидно,
продажное журналистское начало брало верх.
"Позитивный и легко узнаваемый имидж в
бизнесе означает благосклонное отношение
партнеров, возможность эффективного лоб-
бирования во властных структурах и регу-
лярный приток новых клиентов", - продол-
жала рассказывать собеседница. Я же поче-
му-то при этих словах вспомнил слух, пере-
сказанный знакомыми банковскими пресс-
ГО, ГОРБАТОГО, СЛ
Ю Р И И А И З Е
ЕПОГО, И Я СДЕЛАЮ
ншпис.
ИЗ НЕГО ЗВЕЗДУ", -
СИЛА ПИАРА - ПРОИТИ ПУТЬ ОТ ПОДОШ ВЫ ОЛИМПА К ЕГО ВЕРШИНЕ.
чтобы народ всей душой полюбил предложенного ему очередного преемника, потребовалось
совсем немного: слетать за штурвалом боевого самолета в Чечню, поплавать на крейсере,
пальнуть из пушки и сделать несколько решительных заявлений. При этом президент так и
не определил своего экономического курса и политической программы. Благодаря чему его
поддержали как правые, так и большинство левых движений".
Но только у нас работать над образом президента начинают за полгода до выборов. За рубе-
жом серьезный политик немыслим без постоянной РЯ-поддержки. Как рассказал мой собесед-
ник, над имиджем американского президента трудится большая команда опытных политтех-
нологов. Например, ежеутренние пробежки и саксофон Билла Клинтона - вовсе не блажь
большого человека, а результат работы помощников. В среде пиарщиков долго пересказыва-
ли историю, что во время одного из своих пребываний в России президент "вышел на дорож-
ку" на час позже - когда рассеялся утренний туман - лишь для того, чтобы облегчить работу
телеоператорам.
Между тем опорожненный графин незаметно сменила "БЕоІісЬпауа", а утренний туман вокруг
начал постепенно сгущаться. И последний проблеск сознания услужливо предложил версию:
может быть, скандал с Моникой Левински - тоже РЯ-акция хитроумных имиджмейкеров, при-
званная поднять рейтинг Билла Клинтона в глазах сексуально озабоченной публики?
Всплытие 2. "Позвольте войти наемнику капитала"
Наиболее вольготно пиар чувствует себя в бизнесе. Ведь когда в распоряжении человека
большие деньги, можно многое себе позволить. Да и журналисты, как рыбы, чувствуют, где
глубже. Они понимают, что за хорошую статью страховая компания одарит полисом, а про-
мышленное предприятие снабдит ширпотребом по ценам ниже рыночных.
Место следующего действия - "Краб Хаус" на Тверской, еда - коньяк "Неппе55у", собеседник
секретарями. Мол, в 1997 году у целого ряда
банков, в том числе у таких гигантов, как
"Инкомбанк" и "СБС-Агро", серьезные фи-
нансовые проблемы начались задолго до ав-
густовского дефолта. Однако люди продол-
жали нести им свои сбережения. Вот она, си-
ла пиара в действии!
Между тем в голове уже проносились новень-
кие
" У о 1у о " и
дефилировали песочные ручно-
го шитья костюмы от "ЕгтепедКбо Хедпа".
Последняя прорвавшаяся сквозь цепь образов
мысль на мгновение обожгла: неужели и сам
августовский кризис был тщательно сплани-
рованной РЯ-акцией? Но секундой позже ее
убедительно вытеснил трехэтажный особняк
с черепичной крышей на Рублевском шоссе.
Всплытие
3.
Среди
океана
стульев
Клубы не сами по себе становятся популяр-
ными. Есть особая категория людей, имену-
ющихся клубными промоутерами, ко-
торые помогают нужной публике
найти и полюбить свои заведения.
ОМ ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2001
111
предыдущая страница 94 ОМ 2001 01-02 читать онлайн следующая страница 96 ОМ 2001 01-02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст