да,
ко-
гда глядишь
в ночь, залитую
мочой цивилизации - неверным электриче-
ским светом, - в голову лезет странная
мысль: человек ли я вообще? Ответы прихо-
дят на ум самые разные, но с уверенностью
сказать, как герой Брэда Питта в фильме
"Интервью с вампиром" - "Я не человек уже
больше двухсот лет", мы не можем. Потому
что он - вампир, а мы нет.
Слово "вампир" известно любому современ-
ному человеку. Будоражащие фантазию об-
разы бессмертных кровопийц поселились на
страницах книг и бульварных газет, про вам-
Они совсем рядом
Они здесь бродят
Они нужны детям
Чтобы рассказывать местные сказки
Александр Балашов "Just Vampires"
пиров снимают кино и поют песни. Воисти-
ну писал Кьеркегор: "Дьявол поселился в
печатной краске". На самом деле до конца
теперь уже позапрошлого века легенды о
вампирах не были широко известны.
Впервые сообщения о вампирах, какими мы
представляем их сегодня, появились в XVI
веке в славянских регионах Восточной Евро-
пы, на территории современных Венгрии и
Румынии.
Большое количество фактов о вампирах со-
брал в XVIII веке французский монах-бенеди-
ктинец Августин Калмэ. В 1746 году он опуб-
ликовал "Диссертацию о появлении ангелов,
демонов и призраков, а также о появлениях
вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Си-
лезии". Монах относился к вампирам как к
объективной реальности, но в описании не-
которых случаев он выказывал просвещен-
ный скептицизм, предположив, что поспеш-
ное захоронение человека, находящегося в
состоянии комы, может привести к появле-
нию новых слухов о живых мертвецах. Инте-
ресно, может, это после прочтения данной
монографии певец декаданса, мрачный нев-
растеник Эдгар По столь увлекся темой "по-
хороненных заживо"? Следующим серьезным
исследователем вампирской темы был еще
один француз, но уже не монах, Адольф д'Ас-
сье, член Бордоской Академии наук. Он пи-
сал: "Борьба за существование продолжается
в могилах с той же яростью, жестокостью и
цинизмом, как и среди живых людей".
Спустя некоторое время вампиризмом увле-
кся английский эксцентрик Монтегю Сам-
мерс. Свой пытливый ум он направил на изу-
чение "ужасных вещей, что лежат на самом
дне жизни". Из-под его пера вышли труды
"Вампир и его родня", "Вампир в Европе" и
монументальная работа "Колдовство и демо-
нология". Один из рецензентов Саммерса
писал: "Читатели его "Колдовства и демоно-
логии" несказанно удивлялись, узнав, что
автор верит в дьявола как высшего вершите-
ля всего зла, в том числе и колдовства, и раз-
деляет все средневековые предрассудки".
Саммерс переводил и издавал многие ран-
ние работы по колдовству, две из которых
были конфискованы полицией в связи с об-
винением издателя в непристойном поведе-
нии. Тираж "Колдовства и демонологии" бы-
ло приказано уничтожить в 1934 году - "Мо-
ОМ МАРТ 2001
93
предыдущая страница 71 ОМ 2001 03 читать онлайн следующая страница 73 ОМ 2001 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст