уилсон
0
делиться со своими гражданами. "Кванто-
вая психология" и "Прометей восстав-
ший" (в русском переводе - "Эволюция созна-
ния") - основные теоретические работы Уилсо-
на по психологии, вдохновленные эксперимен-
тами Лири, рисующие небывалые перспективы
эволюции человечества как вида. И еще множе-
ство работ - включая написанные на такие уз-
коспециальные темы, как антиматерия или тео-
рия черных дыр, или же такие экзотические, как
десятичасовая рок-опера по мотивам "Иллюми-
ната!"
Помните, в начале мы говорили о том, как труд-
но
установить,
кем
является Уилсон? Может
быть, мы легче поймем это, если попытаемся по-
нять, что Уилсон проповедует?
Но для этого нам придется сделать одно отступ-
ление общего порядка.
Почему, собственно говоря,
бы ли
эти шестиде-
сятые, породившие практически все концепции,
стили и настроения, которыми мы до сих пор
живем и дышим?
"На земле больше не осталось белых пятен" -
трудно найти утверждение, которое звучало бы
банальнее. И все же, тем не менее, мало кто за-
думывался над истинным смыслом этих слов.
Переведем это утверждение на язык цифр: по
последним оценкам экологов, только 8% по-
верхности суши в настоящее время занято "под-
линно девственными ландшафтами". Теми, на
которых зрительно невозможно обнаружить
следы человеческой деятельности. Мы живем в
мире, который, в сущности, сами же и создали.
Причем это касается не только мегаполисов, но
и так называемой природы.
Ситуация эта сложилась в основных чертах уже
в начале двадцатого века, но только после двух
кровавых мировых войн у людей нашлось время
задуматься: а что, собственно говоря, толкает
их на братоубийство?
Человек так уж устроен, что ему свойственно
стремиться туда, где его еще не было. Стремле-
ние это отразилось даже в избитой поговорке.
Там хорош о, где н ас нет .
Человечество - по
крайней мере, наиболее неусидчивая его часть
- относится к породе прирожденных агрессоров
и экспроприаторов. Поведение это, как стало
нам известно со времен Фрейда, определяется
двумя факторами: "оральным" (иначе говоря,
непреодолимым желанием все засунуть в рот и
попробовать на вкус - от материнской груди до
модного наркотика) и "анальным" (столь же не-
преодолимым желанием по возможности увели-
чить территорию, на которой ты обладаешь экс-
клюзивным правом совать себе все в рот и, как
следствие этого, столь же эксклюзивно на ней
гадить). Как было установлено уже после Фрей-
да, есть еще два важных мотивационных конту-
ра: символьный и социополовой, но все они объ-
единяются одним общим свойством - неограни-
ченным потенциалом экспансии.
Так вот, как только все дикие запады, востоки,
юга и севера оказались освоены, человечество
очутилось в ситуации, когда его основные ин-
стинкты, как выражаются психологи,
ф р уст р и -
р ую т ся,
или, попросту говоря, не удовлетворя-
ются. Такую ситуацию обыкновенно обознача-
ют простым и ясным словом "стресс". Попытав-
шись выйти из этого малоприятного состояния,
наиболее пытливые умы обратили свои надеж-
ды от Космоса Географического
(О й к у м е н ы )
к
двум еще относительно мало исследованным
Космосам -
В н у т р е н н е м у
и
В н еш н ем у.
Попытки проникнуть в глубины и первого и
второго
отдельные
продвинутые
личности
предпринимали уже в начале века, но только в
60-70-е Внутренняя Монголия и Внешняя Эфи-
рия оказались поистине в центре внимания нау-
ки и культуры. Интерес и к той, и к другой
вспыхнул практически одновременно и так же
одновременно угас (или был угашен?) после
первых впечатляющих успехов, уступив место
героину и массовому скептицизму.
(Вполне возможно, что это - случайное совпа-
дение, но, как сказал бы Уилсон, "совпадение
остается случайным до тех пор, пока мы его не
обнаружили".)
Если попытаться вкратце сформулировать глав-
ную заслугу Роберта Антона Уилсона перед че-
ловечеством, то она - в том, что он впервые
(разделив эту честь с Тимоти Лири) довел до по-
пулярного западного сознания ту мысль, что
внешний и внутренний космосы, возможно,
сут ь од н о и т о ж е.
(Мысль эта, следует заме-
тить, нова именно для "популярного западного
сознания". Отдельные великие философы, це-
лые первобытные племена и пара мировых ре-
лигий считали так с незапамятных времен.) Но
главное даже не в этом, а в том, что прозвучало
это заявление не на языке мистики, а на языке
такой точной науки, как физика. Сознание и ко-
смос связаны общими законами и - в пределе -
тождественны. А мы соответственно - всемогу-
щи.
Лири и Уилсон предположили, что в ходе эволю-
ции у человека, в дополнение к уже описанным
четырем контурам (расположенным в левом по-
лушарии), начинают развиваться еще четыре,
контролирующие биохимию тела (самоисцеле-
ние), физические поля (левитация, телепорта-
ция, телепатия и вся парапсихология в целом),
генетическую систему (возможность переда-
вать приобретенные знания по наследству и во-
обще модифицировать собственные гены) и
структуру материи (тут у автора статьи даже не
находится слов для описания последствий).
Это вовсе не значит, что завтра же следует от-
правляться в полет из окна десятого этажа дома,
скажем, на проспекте Мира в надежде быстро
добраться до Таганки по воздуху, минуя пробки
на Садовом кольце. Слишком силен рефлекс, за-
ставляющий нас
зн ат ь,
что мы должны упасть и
разбиться, - наше сознание пока не в силах его
контролировать (индийские йоги, как всегда, не
в счет). Наиболее удачливые летуны (как пра-
вило, люди пьяные - алкоголь подавляет рефле-
ксы) при большом везении долетят разве что до
Склифосовского. Человечеству для того, чтобы
обрести власть над своими нейрогенетическими
цепями, придется пройти еще долгий путь.
Звучит достаточно заманчиво, но стоит ли ве-
рить очередной (какой уже по счету.
..) Общей
Теории Всего? А также загружать утомленный
борьбой за существование мозг перенасыщен-
ными терминами и информацией текстами? Тем
более, какой во всем этом толк, если все твое
усилие воли не помогает тебе избавиться от на-
сморка, а парацетамол - помогает? Ведь нас, по-
нятно, не удивишь плодовито пишущими проро-
ками: в любом пропахшем благовониями "треть-
ем глазе" или "пятом колесе" громоздятся шта-
беля учебников мироздания и самопостижения.
Но из всех пророков новой эры Уилсон выделя-
ется каким-то очень человечным обаянием, пол-
ным отсутствием звериной серьезности и не
свойственной большинству кибер и просто гуру
иронией. Он вывешивает на собственном офи-
циальном сайте рядом со своими фундаменталь-
ными
трудами непристойные частушки (в
смысле, лимерики) собственного сочинения и
задирает, как мальчишка, путем открытой одно-
сторонней переписки крепко нелюбимого пре-
зидента Дж. Буша-младшего.
Уилсон не обладает харизмой своего соратника
и друга Тимоти Лири, за плечами у него нет ге-
роизирующей тени тюремной камеры. Это - че-
ловек мирной профессорской наружности, про-
водящий свое время между Калифорнией и Дуб-
лином и проживший сорок пять лет в единст-
венном браке с любимой женой Арлен. Он ак-
тивно трудится в виртуале, участвуя в работе
множества сайтов, посвященных сомнительной
конспирологии, шутовскому дискордизму и
вполне серьезной психологии. В реале - разъез-
жает с лекциями, посещает конференции, мель-
кает в толпе почти на любой представительной
нью-эйджевской тусовке.
Читая РАУ, многие ощущают, что если истина и
не там, то где-то по соседству. По крайней мере,
поиск ее - это намного больший кайф, чем под-
готовка квартального отчета для своей конто-
ры. А самое главное, постоянно опровергая соб-
ственные теории, Уилсон не дает ни себе, ни чи-
тателю превратиться в зануду - неважно, какой
ориентации, поскольку любые догматики потен-
циально опасны.
Поэтому нам все же следует читать этого весе-
лого скептика, перебросившего мост от эпохи
"Беспечного ездока" к эпохе "Матрицы". Чи-
тать, никогда не забывая любимое изречение
РАУ, висящее над его рабочим столом:
"Если тебе кажется, что ты понимаешь, что
происходит вокруг, то ты полный козел".
последние страницы
ОМ АПРЕЛЬ 2001
141
предыдущая страница 116 ОМ 2001 04 читать онлайн следующая страница 118 ОМ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст