ФОТО ВЛАДИМИР ПЛЕТНЕВ. СТИЛЬ: APTVP КОЖУХАРЬ/HELENA RUBINSTEIN.
Хотите знать, кто такие "Тату"? А оно вам
надо? Ну, узнаете вы, что никакие они не
лесбиянки, что им по 18 лет, у них бойф-
ренды, а поют за них Маша Кац и Ольга
Дзусова? Станет легче? Нет, я не утверждаю, что все дей-
ствительно так. Может быть, их на самом деле зовут Ле-
на Катина и Юля Волкова. И пришли они в большой шоу-
биз из детского коллектива "Непоседы", откуда, как ут-
верждает сайт дуэта, Юлю выгнали за "недостойное по-
ведение и развращение коллектива". Вот только насчет
секс-ориентации сомневаюсь - сексологи говорят, что
уверенно можно говорить об этом только после 20, когда
человек определяется, с кем он будет делить кров, все,
что было до, - эксперименты. В любом случае главные в
деле - не они. Главный - "сценарист и режиссер Иван
Шаповалов, ныне выступающий продюсером коллекти-
ва". Очень точно - "сценарист и режиссер".
..
Принято считать, что идея первого клипа 'Тату"
"Я сош ла
с у м а "
взята Шаповаловым из шведского фильма
"П окаж и
мне лю бовь"
как бы про школьниц-лесбиянок. Фильм был
отличный, рассказывал не столько про сексуальную само-
идентификацию, сколько о первой любви как таковой, о
том, как ее стыдятся, боятся, гонят прочь и все-таки не мо-
гут ей сопротивляться. У 'Тату" как проекта другой конек,
их цель проще, им, похоже, нужно было создать макси-
мально выпуклый образ Запретного. И здесь на помощь
пришли.
.. японские мультфильмы. Девочки-подростки в
клипе - почти нарисованные, мир взрослых за решеткой -
безликая серо-зеленая толпа под дождем. Холодный де-
прессивный пейзаж, одинаковые люди, примитивно-схе-
матичные прически-макияж, акцент на глаза и - поцелуй
крупным планом, потом ракурс снизу, камера буквально
снимает из-под юбки.
.. Уроки манга не прошли даром, Ш а-
повалов знал, как создать в кадре мир подростков на поро-
ге греха. Плюс текст про "ситуацию HELP, ситуацию S0S".
И качественная, модная фонограмма с пронзительным во-
калом. В целом - сильный аудиовизуальный образ, заме-
шанный на беспроигрышном приеме - нарушении табу.
Лесбийская тема не могла не проявиться в системе "п р о -
дюсер - ТВ - потребитель". "Го-
лубых" отыграли, кажется, еще
в прошлом веке. Тема наркоти-
ков перестала быть актуальной,
когда прошла мода на рэйвы.
Героиновых смертей не стало
меньше, но в клипах истощен-
ные юноши с характерными те-
нями вокруг глаз стали фигу-
рировать реже. Тема беспоря-
дочных связей тоже стала ма-
лоэффективной; несмотря на
сопротивление коммунистиче-
ской фракции в Думе пропаган-
де презервативов, в России, ес-
ли верить социологам, даже не-
сколько
сократилось
число
абортов. На исходе 90-х
появилась
Земфира,
мощная во всех своих
проявлениях, но абсо-
лютно не секс-символ в мужском понимании этого сло-
ва. Вместе с бесспорным и самобытным талантом на
рынке появился новый образ - нескладной девочки-
скандала в туфлях не по размеру, практически наша k. d.
lang. У этой барышни было слишком много чего сказать
музыкой, поэтому на исследование прочих сторон ее и н -
дивидуальности хватало сил только у самых желтых ли-
стков. Будучи самой большой звездой российской сце-
ны, она остается одной из самых больших ее загадок.
Мастера PR-технологий вовремя сообразили, что ручеек
женской гомосексуальности можно повернуть в нужное
русло и со временем он воздаст мелиораторам по заслу-
гам. Приход New Big Thing в лице мускулистой барышни
без груди, в армейских ботинках и с короткой стрижкой
подогревался по эту сторону государственной границы
растущей известностью "страшно андеграундных" "Н о ч -
ных снайперов", а на Западе его олицетворяла Мел Си, у
которой "с парнями как-то не складывалось". Говорит
Екатерина Игнатова, редактор журнала "YES!": "
Одно-
значно,. вокруг л есбийской т ем ы сущ ест вует аж иот аж .
И м не не нравит ся то, чт о делает гр уп па
" Тату
",
я от -
р иц ат ел ьн о от нош усь к т акого рода спекуляциям . Я не
счит аю правильны м пудрит ь девкам м озги. Эт о как с
наркот икам и. Ест ь какие-т о вещи, кот оры м и нельзя
спекулироват ь. П от ом у чт о м ож но испорт ит ь челове-
ку всю ж изнь.
.. А пот ом в 25 лет она пойм ет , чт о она
дура и чт о на сам ом деле она лю била м альчика Пет ю, и
все пош ло наперекосяк из-за очень акт и вного пром о".
Автор книги "1001 вопрос про это", психолог
В.В. Ша-
хиджанян
полагает, что все не так страшно:
“П о данны м
зарубеж ны х исследоват елей, гом осексуальны е от нош е-
ния пробовали 4 8 % людей, по м оим данны м, а я опросил
на эт у т ем у около 9 т ы сяч человек, 3 7 % . 3 7 % м уж чин
попробовали - по пьянке, в походе, ради лю бопы т ст ва,
под влиянием карт инок.
.. Л есб иянок - 2 % . П роцент
о т кл он ен ий от общ епри нят ой норм ы в общ ест ве не
м еняет ся. Конечно, скры т ы й инт ерес эксп л уа т и р ует -
ся продю серам и. М огут л и "Т а т у " способст воват ь р о с-
т у числа л есби ян ок в общ ест ве? Д а нет ! Эт о л ибо
есть, либо нет . Соврат ит ь
девочку м ож ет л ю бая ж ен щ и -
на. И нф орм ац ия из м асс-м е-
диа м ож ет ст ат ь н еб о л ь-
ш им т олчком к чему-т о. В
лю бой сем ье ест ь сигарет ы ,
водка, но дет ям говорят : "Те-
бе р а н о ". А если курит л ю б и -
м ы й герой - т о почем у бы и
м н е не п опроб оват ь".
Так или иначе, создавая обра-
зы на съедение подростковой
аудитории, большинство про-
дюсеров озабочены не столь-
ко поддержкой и развитием
талантов, сколько созданием
как минимум скандалов, как
максимум мифов. Это
работает быстрее и
быстрее
приносит
дивиденды.
МАСТЕРА
РР-ТЕХНОЛОГИИ
СООБРАЗИЛИ,
ЧТО РУЧЕЕК ЖЕНСКОЙ
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ
МОЖНО ПОВЕРНУТЬ В
НУЖНОЕ РУСЛО
И СО ВРЕМЕНЕМ
ОН ВОЗДАСТ
МЕЛИОРАТОРАМ
ПО ЗАСЛУГАМ
Группа 'Тату" доступна для журналистов
только в лице своего продюсера Ивана
Шаповалова. Не совсем понятно, прави-
лен ли такой, использующийся в пос-
леднее время еще и командой Витаса
ход - прятать подопечных от прессы. С
одной стороны, возникают подозрения в
неспособности самих исполнителей свя-
зать хотя бы два слова. С другой, навер-
ное, информационный голод позитивно
влияет на интерес к группе - говорят же,
что в каждой женщине должна быть за-
гадка; полагаем, это применимо и к му-
зыкальному коллективу.
• ••
Леонид Вайнриб: Хорошо ли у нас
развит рынок подростковых групп?
Иван Шаповалов:
Нет, и это доказывает
пример "Тату". Стоило появиться более-
менее цельному образу, как он тут же
пробил хит-парады.
ЛВ: А Децл, рэпперы?
ИШ:
Для того, что пытаются делать
рэпперы, наше общество еще не вошло в
соответствующую эволюционную
стадию. Наш разговор с аудиторией
должен по форме и содержанию
отличаться от западного рэпа.
ЛВ: Кто основная аудитория "Тату"
- подростки?
ИШ:
Да, но мне кажется, что аудитория
очень сильно размыта в сторону более
старшего возраста. Так, по крайней мере,
кажется по концертам.
ЛВ: Легко ли делать подростковый
проект?
ИШ:
Сложностей очень много. Во-
первых, ломка голоса. Вторая - родители
и школа. Для работы в группе
приходится отказываться от плотного
посещения занятий - решиться на это
готовы не каждые. Третья преграда -
отсутствие у самих исполнителей
мотивации, которая гарантирует высокую
работоспособность. Остальные
необходимые вещи - сценический опыт,
артистизм - имеют уже меньшее
значение.
ЛВ: Принимают ли участие
родители девочек из "Тату" в делах
группы?
ИШ:
Нет. Это оговорено контрактом.
ЛВ: В Америке масса родителей
носится со своими детьми с
кастинга на кастинг. У нас такие
люди есть?
ИШ:
Еще сколько. Объявите кастинг -
увидите, сколько их придет.
Леонид Вайнриб
ОМАПРЕЛЬ 2001
75
предыдущая страница 57 ОМ 2001 04 читать онлайн следующая страница 59 ОМ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст