дала Чимино карт-бланш, и режиссер
воспользовался им для создания почти
4-часового эпика из истории иммигран-
тов XIX века
"Врата рая".
Фильм был
снят с проката через три дня после пре-
мьеры и послужил единственной при-
чиной финансовой катастрофы UA, пре-
кратившей вскоре свое автономное су-
ществование. С тех пор Чимино снимает
в среднем раз в 4-5 лет, и его имя на
афише давно уже не вселяет в сердца
киноманов того оптимизма, которого
режиссер, в принципе, заслуживает. В
первый раз на голливудском небоскло-
не столкнулись эти два пылающих ме-
теора - Рурк сыграл эпизодическую
роль персонажа по имени Ник Рэй, в чем
нельзя не видеть дань Чимино еще од-
ной легенде из 50-х - режиссеру
"Бун-
товщика без причины"
Николасу Рэю,
умершему незадолго до премьеры филь-
ма. Призрак Джеймса Дина замаячил на
открывшемся горизонте большой карь-
еры. Две следующие роли - поджигате-
ля в классическом нуаре Лоренса Казда-
на
"Жар тела"
и непутевого парик-
махера в ностальгической комедии Бар-
ри Левинсона
"Закусочная"
- укрепили
позиции молодого дарования. Тут-то и
появился великий режиссер №3 - big
time for Mickey вступил в свои права.
• ••
Фрэнсис Форд Коппола переживал не
лучший период в карьере. Паранои-
дальная галлюцинация
"От всего серд-
ца"
принесла одни разочарования, в ти-
нейджерских
"Изгоях"
только зоркий
глаз рафинированного синефила мог
разглядеть разбросанные тут и там кру-
пицы режиссерской мощи создателя
"Крестных отцов"
и
"Апокалипсиса се-
годня".
Решив встык
"Изгоям"
снять
второй фильм о тинейджерах начала
60-х, Коппола, естественно, озаботился
тщательной
реинкарнацией
образа
Джеймса Дина. Из
"Бунтовщика"
была
изъята деградировавшая икона Деннис
Хоппер. На место впечатлительного
юнца Сола Минео из
"Бунтовщика"
за-
ступил главный "изгой" Мэтт Диллон.
Джеймсом Дином стал Микки Рурк. Сов-
местив идущую от Дина безбашенную
отчаянность персонажа Рурка с мифо-
логией байкера-"дикаря''/"беспечного
ездока", воплощенной Брандо и Хоппе-
ром в одноименных фильмах, Коппола
мгновенно катапультировал актера в
эфирные сферы американской коллек-
тивной души, откуда этот раз и навсег-
да закрепившийся имидж будет отныне
управлять дальнейшей творче-
ской судьбой актера. Канониза-
ция имиджа звезды - основной
'ПАПА ГРИНВИЧ ВИЛЛИДЖ , Стюарт Розенберг, 1984.
Микки в комико-героическом дуэте с другой несостоявшейся звездой
Эриком Робертсом. Продолжи Рурк в том же духе. Том Круз по-прежнему
бы смешивал коктейли.
ЩвМаЙКЛ Чимино, 1985.
Маниакальная одер-
жимость Рурка во всем орсонуэллсовском величии. Актер играет копа-
вьетнамского ветерана в схватке с будущим "последним императором"
Джоном Лоуном. Финальная сцена: Рурк-Стэнли Уайт оседает на пол сво-
ей кухни, раздавленный тщетой и отчаянием. Его босс: "Стэнли, ты слиш-
ком отдаешься работе". Стэнли: "Как можно отдаваться слишком?" Закад-
ровые аплодисменты Рурку и шквал PC-наездов на Чимино. Мол, все ки-
айцы мудаки, нельзя же так.
, Эдриан ЛаЙН, 1986.
Ну что тут сказать -
пухлощечная харизма Рурка в наиболее адекватном поп-антураже от ре-
кламщика Лайна. Двойственность натуры актера, однако, выползает на
поверхность и здесь - в виде дешевых садомазоужимок "рокового госпо-
дина" Рурка. Бейсингер называла его "человеком-пепельницей".
Я Майк Ходжес, 1987.
Рурк - сорви-
голова-террорист IRA "за гранью нервного срыва". Самокопатель начи-
нает и проигрывает. Первая по-настоящему рефлективная роль актера, в
которой триумф духа над плотью выглядит особенно драматично, ибо это
бунт против плоти Рурка. Через 10 лет выяснится, что актер подкармли-
вал IRA баксами, пока они у него были. Скандал в британском парламен-
те плюс татка символа IRA на левом предплечье.
Ш
Барбет Шредер, 1987.
Слияние Рурка с душой ан-
деграунда. Описанная в начале этой статьи сцена вполне могла произой-
ти с самим Рурком. "Dirty days run away like horse over the hill" - стих By
ковского и идеальное описание карьеры Рурка. Вершина телесной игры
актера, трагикомическое вживание в грязную шкуру персонажа на грани
фола.
Я , Элан Паркер, 1987.
Рурк-Энджел ищет
себя
находит себя в аду. Квинтэссенция судьбы актера, намертво впе-
чатанная в заливаемое тропическими ливнями нью-орлеанское поіг-ма-
рево. Де Ниро-Люцифер смотрит на Рурка желтыми глазами всесильного
Метода и съедает его душу, сваренную вкрутую. Hardboiled life - не за го-
>У-
Z
ни
ІЄТ
МаЙКЛ
СереЗИН,
1988.
Снятая постоянным
оператором Паркера история об обделенном излишками Ш боксере ока-
жется единственным опытом Серезина в режиссуре и первым (но не
единственным) поставленным сценарием (сэра) Эдди Кука. Когда в дет-
стве Рурк с друганами баловались воровством, его напарника поймали, и
тот настучал на Микки. Когда пришли за ним и спросили: “Как тебя зо-
вут", Рурк ответил: "Эдди Кук". И его отпустили, С тех пор этот псевдоним
стал для актера символом свободы (самовыражения, от себя и т.д.). Рурк
играет боксера. Хотя бы один раз это должно было случиться.
й я Лилиана Кавани, 1989.
Рурк-святой. То, что
принято считать идиотским пшса51'ом, оказалось на самом деле макси-
мально парадоксальным исследованием существования духа в человече-
ской плоти и самой абсурдности его существования. Рурк катается на жо-
пе по снегу - для любителей средневековой потехи.
Щ Уолтер Хилл, 1989.
На сей раз
объект препарирования - морда урода от рождения, скрывающая под со-
бой, как вы догадались, физиономию нашего героя. В жизни пластическая
хирургия обычно меняет плюс на минус. Кино издевается над актером.
ш Майкл Чимино, 1990.
Рурк мог бы ска-
зать своему партнеру по фильму Энтони Хопкинсу, как Иоанн Креститель
Христу: "Мне отныне уменьшаться, тебе расти". Действительно, на следу-
ющий год Хопкинс станет Ганнибалом, а Рурк - Харли Дэвидсоном. Итак,
харизма Рурка уничтожительно сверкает в последний раз в ее самом
злобном и циничном варианте. Еще один знак того, что будет - Рурк сыг-
рал настоящего злодея, первого и ой как не последнего в своей мельча-
ющей фильмографии.
ОМ АПРЕЛЬ 2001
93
предыдущая страница 73 ОМ 2001 04 читать онлайн следующая страница 75 ОМ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст