Трудно назвать область, в которой РАУ (как назы-
вают его почитатели) так или иначе не блеснул
своим талантом, своей достойной гениев Возрож-
дения эрудицией и едким ирландским юмором. В
целом перу его принадлежит около тридцати книг,
написанных в одиночку или в соавторстве. В свои
неполные семьдесят он по-прежнему остается на
"режущем краю" современной культуры и продол-
жает выпекать книги одну за другой (только на
этот год запланировано пять новых релизов).
Итак, кто же он? Его не назовешь первооткрывате-
лем: предупредим сразу - никаких открытий в
традиционном смысле слова Уилсон не совершал.
Источники для своих построений он черпает ото-
всюду: из безумных теорий современных исследо-
вателей микро- и макромира, из работ того же Ли-
ри и Станислава Гроффа, из писаний современных
и древних мистиков, из трактатов по биологии и
бульварных газет. И, произведя в своей бедовой
голове алхимический синтез, вываливает всю эту
информацию на головы читающей публики. При
этом язык не поворачивается назвать Уилсона
обыкновенным популяризатором - слишком заме-
тен отпечаток его личности и его видения мира на
любом созданном им тексте. Не назовешь его и
А теперь немного истории: Роберт Антон Уилсон родился в Бруклине в 1932 году, в пролетарской ир-
ландской семье. Первые тридцать лет своей жизни он провел достаточно бурно и бестолково: кем
только он не успел побывать - и санитаром в психушке, и преподавателем психологии, и полиграфи-
стом, и даже фермером. В начале 60-х годов Уилсон, вхожий в круги, близкие к битникам, впервые
экспериментирует с пейотом. Вскоре он начинает писать статьи для радикальной прессы и сводит
знакомство с Тимоти Лири. Интервью и репортажи в таких журналах, как "Реалист" и "Факт", прино-
сят ему известность модного журналиста. В 1966 году он становится сначала заместителем главного
редактора, а потом и главным редактором "Плейбоя", в 1971 году добровольно оставляет этот пост,
немало удивив этим ходом своих светских знакомых, и после нескольких лет, проведенных на посо-
бии по безработице, начинает свое восхождение к мировой славе. Начинает достаточно поздно: в
том году, когда была впервые опубликована его первая ставшая бестселлером книга - трилогия "Ил-
люминат!" (1975 год, совместно с Робертом Ши), "молодежному писателю и философу" стукнуло уже
сорок три годика.
О чем эта книга, выдержавшая с той поры десятки переизданий? Если попытаться кратко передать со-
держание этой заковыристой шарады объемом в тысячу страниц, то "Иллюминат!", по сути, произве-
дение о противостоянии двух тайных обществ в человеческой истории и о том, как легко обнаружить
кошку в темной комнате, если ты веришь, что она там есть. Конечно, это упрощение: нет ни одной
модной в психоделические 60-е темы, которая не упомянута в романе, но теория заговоров все же
стержень и сердцевина сей эпопеи. Для тех, кто не читал, в качестве сравнения скажем: "Маятник Фу-
ко" Умберто Эко в принципе не более чем "академический пересказ" романа "Иллюминат!" в духе де-
ловых и рациональных 80-х и с европейским акцентом.
В параноидальной послениксоновской Америке, еще не оправившейся от убийства двух Кеннеди и
Уотергейта, "Иллюминат!" упал на благодатную почву. Каждый нашел в ней свое: левые либералы -
критику Системы, уфологи - тайное послание от внеземных цивилизаций, а любители заговоров -
разоблачения масонских козней. Тем более что Керри Торнли (ближайший друг Уилсона, создавший
УДИВЛЕН
В Д ^Р ЕД А К ТО Р А "ПЛЕЙБОЯ
: НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ
н а
п о с о б и и
п о
б е з р а б о т и ь
В 1971 ГОДУ, К НЕМАЛОМУ УДИВЛЕНИЮ СВОИХ СВЕТСКИХ ЗНАКОМЫХ, УИЛСОН ДОБРОВОЛЬНО
Р Ш
И ПОСЛЕ
ГГ
НАЧИНАЕТ ВОСХОЖДЕНИЕ К МИРОВОЙ СЛАВЕ
ЕЗРАБОТИЦЕ
философом или проповедником: в первую оче-
редь потому, что никакого канонического учения
он сам не придерживается, да и другим не совету-
ет. Книги Уилсона полны вопиющих и преднаме-
ренных противоречий, их задача - не столько воз-
вещать истину, сколько заставлять искать ее.
Похоже, пытаясь дать определение Уилсону, мы
рискуем попасть в положение героя столь люби-
мой им суфийской притчи:
Однаж ды Ходж а Н асреддин влет ел на базар вер-
хом на несущ ем ся галопом осле. К огд а т орговцам
удалось все ж е ост ановит ь л ет ящ его во весь
опор Ходж у и спросит ь, куда он м чит ся, м удрец
от вет ил:
-
Я ищ у м оего осла.
Сидя на осле верхом, осла не увидать. В конце кон-
цов, столь ли уж важны слова (Уилсон утверждает,
что они просто вредны)? Может быть, Уилсон про-
сто является первым представителем профессии,
для которой еще не существует названия? В конце
концов, химиков тоже долго по привычке имено-
вали "колдунами" и "магами", пока не придумали
новое слово. Сам Уилсон иногда называет себя
Агентом Космического Сознания. Вот на этом оп-
ределении и остановимся. В конце концов, оно ни-
чем не хуже и не лучше любого другого.
с ним за семь лет до этого полушуточную религию дискордистов, или эридианство) был одним из
главных подозреваемых в развернутой в начале семидесятых прокурором Гаррисоном кампании,
объяснявшей все бурные события в тогдашней Америке провокациями ЦРУ и ФБР.
Кстати, немного об этом "вероучении" (на кавычках настояли бы сами его создатели). Символом его
является древнегреческая богиня раздора Эрида, а основным убеждением то, что исходным состоя-
нием Вселенной является хаос. Наблюдаемый нами мир мы создаем сами, познавая возможности это-
го хаоса (и существенно увеличивая его при этом). Впрочем, чтобы не быть голословными, приведем
пример из
P rin cipia Discordia -
"священного писания" дискордистов.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ: Истинный дискордист да совершает в пятницу прогулку в город и да усла-
дит свое чрево хот-догом, сей угодной Богине церемонией выразив свое отношение к самым рас-
пространенным ересям нашего века: к католичеству (которое запрещает есть мясо по пятни-
цам), к иудаизму (который запрещает есть свинину), к индуизму (который запрещает есть го-
вядину), к буддизму (который запрещает есть мясо) и к дискордизму (который запрещает есть
булочки для хот-догов - см. ЧЕТВЕРТУЮ ЗАПОВЕДЬ).
Все дальнейшие работы Уилсона, в сущности, развивают идеи, впервые прозвучавшие в "Иллюмина-
те!" и в
Prin cipia Discordia.
Просто идеи эти применяются все к новым и новым дисциплинам - физи-
ке, биологии, истории, политике, астрономии. Следующие двадцать лет Агент Космического Сознания
трудится, не покладая рук, словно стремится наверстать упущенное. Книги выходят одна за другой:
за "Иллюминатом!" следует трилогия "Космический триггер", посвященная среди прочего реабили-
тации магии и шаманизма как инструментов познания. Затем научно-фантастический роман "Кот
Шредингера", заслуживший в критике репутацию "самого научного среди фантастических романов".
После этого - трактат "Восход Иштар", рассуждение на тему гипотезы об общем источнике всех за-
фиксированных в истории галлюцинаций
H o m o sapiens:
от явлений ангелов до встреч с инопланетя-
нами. "Новая инквизиция" - энциклопедия, где собраны сведения обо всех не в меру ретивых галли-
леях, джордано бруно и агентах малдерах двадцатого века, пошедших против мнения науч-
ного официоза или же попытавшихся разузнать тайны, которыми государство не собирается
4<V
104
АПРЕЛЬ 2001
ОМ
предыдущая страница 84 ОМ 2001 04 читать онлайн следующая страница 86 ОМ 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст