попомаркет
ЧЕРНЫЙ
ЮМОР,
Я
НЕ ТВОЙ
У*Ч
ДЖОН БАРТ
ЗАБЛУДИВШИСЬ В КОМНАТЕ СМЕХА
СПб, Симпозиум, 2001
Определения Барта как лидера "школы черного юмора" и одного из основоположников литератур-
ного постмодернизма набили оскомину. Ярлыки, навешенные на имя известного автора, - по боль-
шей части уловки издателей, стремящихся сделать произведения, написанные в Америке почти пол-
века назад, ходовым товаром в России. Вся беда в том, что последователи Барта на русском языке
уже изданы и переизданы - мало того, современные русские писатели строят свои тексты на тех же
принципах, а слово "постмодернизм" давно стало ругательным. Поэтому если обнаружите знакомые
ходы и приемы, не удивляйтесь, - Барт никому не вторит, он всем предшествует.
В романе "Конец пути" доктор лечит главного героя (от чего - узнаете, дочитав до середины) мифо-
терапией. Заметим, что тем же занимается и сам Барт. Его пациенты - читатели, медицинские пре-
параты - химеры (так, кстати, называется более поздний роман Барта, переведенный на русский в
позапрошлом году), порождения бурной фантазии и неуемного воображения автора, коими он жон-
глирует с ловкостью заслуженного циркового артиста. В "Конце пути" все, в сущности, просто. Есть
герой, есть его антагонист по фамилии Морган, у антагониста есть жена. Мелодраматический любов-
ный треугольник. Но! "Я восхищаюсь писателями, которые могут представить запутанное простым,
но мой собственный талант заключается в том, чтобы превратить простое в запутанное", - писал сам
о себе Барт. Так что есть риск и заблудиться в зеркальном лабиринте, который - сквозная тема, или,
если угодно, персонаж сборника "Заблудившись в комнате смеха".
Светлана Косова
о о о о о
Книга ангелов
Антология
СПб, Амфора, 2001
Всю природную флору и фауну уже разложили на виды,
подвиды и семейства; дошла очередь до ангелов. Давно
пора, тем более что они - вечный источник чувства не-
полноценности у человека. Сотворены в день четвер-
тый, а не шестой, одарены чем только можно - и бес-
плотны они, и сквозь стены проходят, и размножаться
им не надо, и вообще они бессмертны. Уже в V веке на-
шей эры грек Дионисий пишет трактат "О небесной ие-
рархии" - точный реестр ангельских чинов, обнаружи-
вая в их рядах самую настоящую человеческую конку-
ренцию. Так, херувимы и серафимы различаются не
только числом крыльев, но и тем, что первым дано лице-
зреть Бога, а удел вторых - вечно к этому стремиться.
Поэтому и до революции ангелы первыми додумались.
За что и поплатились. Видимо, в целях предотвращения
подобных катаклизмов составители "Книги ангелов" со-
брали воедино все имеющиеся о них сведения - биб-
лейские и апокрифические тексты, творения выдаю-
щихся философов, богословов и мистиков от религии.
Тексты выстроены в хронологическом порядке - можно
проследить, как менялось представление об ангелах и
их месте в христианстве и мире вообще. Авторы - от Ав-
густина Блаженного и Данте до Сергея Булгакова и Фи-
липпа Арьеса. В предисловии - текст главного ангело-
веда Борхеса, на обложке - эскиз Вадима Назарова.
Алена Баймяшнина
о о о о е
Михаил Сельдемешев
Возвращение в Зеленые Камни
Новосибирское книжное издательство, 2001
Псевдоним г-на Чхартишвили, естественно, первым приходит
на ум, если роман - детективный, место действия - Россия ру-
бежа ХІХ-ХХ веков и герои щеголяют словоерсами. Но не торо-
питесь с аналогиями. Зеленые Камни - тюрьма посреди болот,
посерьезней пяти Алькатрасов будет. Туда в творческую ко-
мандировку отправляется модный писатель Капустин с супру-
гой, а сопровождает его почтенный доктор, прослуживший в
отживших свое застенках не одно десятилетие. Одну за другой
слагает лекарь Савичев замысловатые истории, возбуждаю-
щие воображение литератора, да все не про рядовых басурма-
нов, а про нечисть лютую - от местечкового душегуба Трофи-
ма-Болотника до совсем уж инфернального Медлеса. И выхо-
дит-то на поверку, что вовсе даже не с любимым всеми авто-
ром Б.Акуниным сравнивать 29-летнего сибиряка-дебютанта
Сельдемешева надо. Эдогава Рампо вспоминается с Яном По-
тоцким и Иваном Ефремовым в обнимку.
Вадим Р ут ковски й
О 0 О О ©
48
МАЙ 2001
ОМ
предыдущая страница 39 ОМ 2001 05 читать онлайн следующая страница 41 ОМ 2001 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст