ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ЦЫГАНСКИХ МУЗЫКАНТОВ
О ЦЫГАНСКОЙ МУЗЫКЕ I
ІПЕ ZDOB SIZDUB
^ Николай Эрденк
патриарх русской цыганской музыки, руководитель ансамбля "Джанг", продю-
сер. Сейчас занят возрождением и пропагандой забытого искусства игры на се-
миструнной гитаре, изобретенной в XVIII веке в России:
К сожалению, русская цыганская музыка умирает. То, что играет молодежь, это не русская цыганская
музыка. Это, например, музыка балканских цыган, венгерских, испанских или молдавских. Или вооб-
ще европейская музыка с цыганскими мотивами. Все идет по западному сценарию. Мой младший брат,
Сергей Эрденко, назвал свою группу "Лойко", а это - молдавское слово. Я с ним много спорю об этом.
Покойный Шандор - замечательный музыкант, вообще талантливый во всем человек, спортсмен-ка-
ратист, любивший и умевший красиво жить.
.. Он пытался играть цыганскую музыку на негритян-
ской основе.
.. Еще бы лет десять поработал, и у нас было бы что-то необычное для цыганского на-
рода.
Те же "Штар", наши русские цыгане, великолепные мастера, если бы они отложили свое фламен-
ко и занялись русской музыкой, это было бы здорово. Цыгане возвращают к жизни музыку тех на-
родов, с которыми они живут, кормятся их истоками. Музыка русских цыган - это русские песни,
которые русские люди забыли, а цыгане помнят.
Николай Эрденко о гЦоЬ 51* 2с1иЬ:
Хороший парень. Рома приходил ко мне домой. Но он играет свою, молдавскую музыку. Что там
цыганского? То, что там девчонки мои стоят, юбками дергают? Но для меня лично это хорошая мол-
давская музыка. Молодежи нравится - слава тебе, Господи.
русский цыган с ирландским гражданством. Создал в Дублине трио "Лойко", вы-
пустил в Германии сборник "Цыганская душа России". Сейчас выступает с члена-
ми своей семьи:
Европейская цыганская музыка постоянно развивается и имеет множество ответвлений. Например,
синти-джаз, то есть цыганский джаз, или романтический джаз: Стефан Грапелли, Джанго Рейнхард,
трио Розенберг. 15-20 лет назад сложилось направление, связанное с группой Gipsy Kings, им мно-
гие подражают в России, например "Штар" из Москвы, питерский "Кабриолет".
Другое направление - цыганские духовые оркестры из Румынии, Венгрии, Македонии. Они возни-
кли после войны, когда многие цыгане вместо скрипок, контрабасов и виолончелей взяли в руки
духовые инструменты, которые распродавались после расформирования уже ненужных военных
оркестров. Цыгане заиграли на духовых на скрипичный манер, невероятно виртуозно. Музыку к
фильму Кустурицы "Черная кошка, белый кот" записывал один из лучших цыганских оркестров
свадеб и похорон "Фанфар Чикорлиа".
Хотя я не думаю, что Брегович и Кустурица - главные популяризаторы цыганской музыки. Просто
они работают в кино, это очень массовое искусство. А больше всего сделал для этого жанра
австрийский режиссер Андре Хеллер, который в начале 90-х создал шоу "Magneten". 10 лучших
цыганских групп из Индии, Египта, Испании, Австрии, Ирландии в течение двух лет играли на луч-
ших площадках Европы.
участник группы "Премьер-министр:"
Все поколения цыган между собой, конечно же, общаются. Мое поколение, те, кому сейчас 21-22
года, и те, кто старше, например, группа "Штар", мы все участвуем в каких-то цыганских праздни-
ках в театре "Ромэн", приходим на спектакли. Мои дяди-тети работают в цыганских командах в ноч-
ных клубах, ресторанах. Семьи Милимеровых, Оглу, клан Дуни и Вали Вишневских, Петр и Роза Де-
метр - мы все общаемся между собой. Сличенко, Эрденко, Пономарева, Светлова - их все, конечно,
знают. А мои ровесники из разных семей - они мне как родные братья, мы вместе выросли.
Младшее поколение цыганских артистов очень тяготеет к Р'п'В, соулу. Есть что-то общее с черны-
ми ребятами, независимость, даже внешний вид - золото, костюмы, машины.
.. Очень хорошо, что
в последнее время стали даже устраивать цыганские дискотеки с нашими ди-джеями. Часто они
бывают в "Сояярисе". В определенные дни там собираются все свои, цыганская тусовка, играет
11'п'В, соул-музыка, кто хочет, выходит на сцену, поет. Раньше в основном там пели Бушо, Антош,
Шандор, я, а сейчас очень много ребят по 16-17 лет.
Жан о
1боЬ
61 гЦиЬ:
Молдаване мне всегда казались очень близкой к цыганам нацией. Одни и те же приколы, фишки,
понятия. "Видели ночь" - очень прикольная фишка. Это как бы и стеб, и не стеб.
Подготовил Борис Барабанов
АБ: Что ты имеешь в виду под соулом?
Миша:
Душевную музыку, музыку души, фольклор, традиции, когда отец
передает умение играть на каком-нибудь инструменте сыну.
Роман:
Когда в Румынии еще было рабство, цыгане жили при каждом бо-
ярском дворе - музыканты, которые играли на праздниках, свадьбах, по-
хоронах. Их звали лаутарами, их искусство передавалось от отцов детям.
До сих пор есть целые семьи, деревни лаутаров. В Румынии есть село
Клежань, там все это сохранилось как в давние времена. О нем даже кни-
га написана. Вообще же на тему феномена цыганской музыки пишутся
целые диссертации.
АБ: А как вы сами пришли к этой теме?
Миша:
Когда я впервые услышал сборник цыганской музыки из этого се-
ла - какой-то немецкий продюсер увидел их и записал, назвав это Тага!
с1е На1Цикз, "Ансамбль гайдуков".
Роман:
Гайдуки - это люди, которые жили в лесах и грабили бояр.
Миша:
Такие вот че гевары. Я был в гостях у Гали Коперник (группа
"Восьмое марта"), и она говорит: хочешь, я тебе поставлю ваших братьев,
и включает эту кассету. У меня просто мурашки по коже пошли.
АБ: То есть получилось так, что ты услышал музыку из ваших краев в Москве?
Миша:
Да, вот так получилось. Это редкая музыка, не стилизация, насто-
ящий андеграунд. Потом мы уже вместе с Романом слушали, он мне, кста-
ти, до сих пор не вернул кассету. И просто заболели цыганами.
Роман:
Я, между прочим, уже достал несколько их альбомов. Надо ска-
зать, что эта цыганская музыка из Клежан напоминает сэмплированную
танцевальную музыку. Миша, расскажи.
Миша:
В этой музыке, рассчитанной вроде бы на старшее поколение, ка-
МЫ СЫГРАЛИ РЯД КОНЦЕРТОВ
С ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫМИ ЗАПАДНЫМИ
АРТИСТАМИ:
SO U LFLY ,
RED НОТ CHILI PEPPERS,
ш
щ
И В МЮНХЕНЕ
ждый музыкант вступает так, будто его включает ди-джей. Играется од-
на тема, потом на нее наслаивается другая тема. Затем третья, четвертая,
и таким образом к концу композиции она приобретает неимоверно мощ-
ное звучание. Похоже на микширование разных пластинок.
Раньше я не обращал внимания на фольклорную музыку потому, что у
нас в Молдове настоящей фольклорной музыки очень мало, трудно ку-
пить где-то кассеты.
Роман:
Она очень академичной стала, псевдофольклорной.
Миша:
У нас один знакомый на радио работает, он помог нам спуститься
в подвалы радио, нам там достали бобины со старыми записями, которые
там лежат и просто гниют. Нас тут же стали обвинять: мол, мы все это со-
храняем, а вы сейчас возьмете, переложите на свой мотив, испортите.
..
Роман:
Ну вот мы и испортили. Испортили все, что услышали.
АБ: Много в альбоме цыганских мотивов?
Роман:
У нас все перемешалось, но мы старались, чтобы это было гармо-
предыдущая страница 51 ОМ 2001 05 читать онлайн следующая страница 53 ОМ 2001 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст