ЮСТРАЦИЯ АЛЕКСЕЙ ВОЕВОДИН
вид изнутри с андреем
гороховым
НТО ТАКОЕ
6PUTHHCKUÜ
ШОН-БІІЗНЕС?
V
ШОУ-БИЗНЕС - ЭТО ДАЛЕКО НЕ СТОЛЬ ОЧЕВИДНАЯ ВЕЩЬ,
КАК МОГЛО БЫ ПОКАЗАТЬСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, А УЖ ТЕМ БОЛЕЕ БРИТАНСКИЙ
Бизнес
и шоу хотя и тесно связаны, но, вообще говоря, не идентичны, они
функционируют по собственным законам в собственных пространст-
вах. Интернациональные концерны, ворочающие большими деньгами, явно относятся к биз-
несу, они могут вложить в маркетинг чего угодно непомерно большие деньги, но этим сфе-
ра их возможностей и ограничивается: либо дать большие деньги, либо их опять отнять.
Крупный бизнес хочет вкладывать деньги в звезд, в перспективные тенденции, в то, что
пользуется массовым спросом. При этом, как именно возникают звезды и почему именно
эти, а не другие, как появляются тенденции и моды, как возникает спрос и почему он про-
ходит, концерны, похоже, не знают: шоу находится за пределами их понимания. Кто же кон-
тролирует шоу?
Ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Ясно, что никакую инстанцию, то есть никакой небо-
скреб с сияющими буквами на крыше, указать невозможно. Ясно и то, что шоу (в отли-
чие от бизнеса) существует далеко не везде. Есть оно в Великобритании, есть оно и в
США, а вот в остальных местах, скажем, в Германии (где музыкального бизнеса куда
больше, чем в Великобритании) - его нет. Шоу - это ярмарка тщеславия, это результат
многолетней традиции создания звезд на конвейере, традиции устроения истерик в
действующих средствах массовой информации. Ведь дело не только в том, чтобы объ-
явить кого-то звездой: нужно воспитывать массы желающих стать звездой, знающих,
что это такое и зачем нужно, а с другой стороны - нужно воспитывать новые и новые
поколения потребителей именно звезд - экстравагантных, капризных, блестящих и недос-
тижимых. И дело тут далеко не только в деньгах.
Британская музыкальная пресса смакует историю британской поп-музыки и буквально тол-
кает музыканта в спину: стань новым Дэвидом Боуи! И демонстрирует при этом компетент-
ность, иронию, вкус, легкость, лихость и страсть. Эйфорию в прессе называют коротким словеч-
ком hype, происходящим от "гипертрофировать". Собственно, наличие или отсутствие этого самого
шоу-бизнеса как раз и определяется тем, способны ли масс-медиа подавать народу поп-культуру в
восторженно-гипертрофированном виде. Британская поп-пропаганда страдает тем же самым не-
дугом, что и всякая пропаганда, - она падает жертвой самой себя. Расхвалив, скажем, каких-ни-
будь Travis или Coldplay, британская пресса воспринимает величие этих коллективов как нечто
само собой разумеющееся. Что же касается Oasis, Manic Street Preachers или Suede, то тут не мо-
жет быть двух мнений - классики! С лондонской точки зрения, весь остальной мир поделен
на две части: серую и безынициативную зону, к которой относится континентальная Евро-
па, и США со своими собственными автономно функционирующими ярмарками тщеславия.
По поводу континентальной Европы британская поп-мода никаких комплексов не испыты-
вает, а вот наличие США с их повернутыми внутрь себя глазами довольно сильно раздражает:
шик должен быть столичным, провинциальность убивает глэм, провал в США коллективов, дома
идущих на ура, раздражает и обескураживает.
Можно ли усмотреть какой-нибудь стратегический замысел за деятельностью британских музыкаль-
ных масс-медиа? Все британские поп-музыкальные явления 90-х объединяет одно обстоятельст-
во - а именно то, что они - британские. Chemical Brothers, Massive Attack, Goldie, Aphex Twin,
Oasis, Tricky, Pulp, Prodigy, Radiohead, The Orb, Fatboy Slim выкопаны, выкормлены, избалова-
ны и проданы за рубеж британским шоу-бизнесом. Для всех них придуманы стили, они мно-
гократно вытащены на обложки журналов. С точки зрения британских масс-медиа, новая
музыка делается из старой, как минимум стремится быть такой же классной, что и старая.
При этом под "настоящей музыкой" имеется в виду гитарный британский поп - от бит-
групп 60-х (The Beatles, The Kinks) через длинноволосую психоделику (Pink Floyd) и глэм
(David Bowie) до панка конца 70-х (The Clash). В конце 80-х пантеон британской музыки обо-
гатился эйсид-хаусом и брейкбитом. Эйсид-хаус стал новым панком и одновременно новой
психоделикой - это и был рецепт новой британской музыки. Уменьшая или увеличивая количе-
ство гитар и ускоряя или, наоборот, замедляя темп, мы получаем весь спектр: Oasis - Chemical
Brothers - Goldie - Aphex Twin - Portishead - Oasis. И нет сомнений, что главным критерием каче-
ства британской музыки будет оставаться соответствие идеалу психоделического попа.
Фрагмент выходящей в ближайшее время книги Андрея Горохова "Музпросвет.ги", посвящен-
ной истории и сегодняшнему дню электронной поп-музыки.
предыдущая страница 60 ОМ 2001 05 читать онлайн следующая страница 62 ОМ 2001 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст