как и разобраться во всех оттенках его
прозвища. Для одних он - безусловный
гений, продолжающий из года в год наре-
зать великие альбомы, несмотря на наезды
критики и ветры тренд-перемен. Для дру-
гих - печальный пережиток собственного
таланта, заплутавший в дебрях бесплод-
ных попыток превзойти успех первых аль-
бомов
"Maxinquaye"
и
“Nearly God"
(или
убежать от него). Для третьих - сумасшед-
ший астматик, окончательно утонувший в
звуковых эквивалентах собственной кла-
устрофобической паранойи. Для четвер-
тых - претенциозный англичашка, безус-
пешно пытающийся слиться с реальной
американской хип-хоп-средой и стать ее
новым героем. И т.д. до 13-го колена. По-
пробуем разобраться в зеркальных взаи-
моотражениях всех этих точек зрения,
имея их в виду, но не придерживаясь ни
одной, кроме, разумеется, своей.
Адриан Тоуз родился 27 января 1968 года
в Бристоле в бандитском квартале Наулз-Уэст.
Можно начинать повторять упражнение на мне-
мотехнику: Сиэттл - гранж, Манчестер - madch-
ester, Шеффилд - Pulp, Ливерпуль - Beatles, Бри-
столь - трип-хоп. Так вот, папа будущего рэппера
отвалил еще до рождения младенца, а мама по-
кончила с собой, когда Адриану было 4 года. Ее
едва мерцающий в памяти образ станет для Трики
перманентным наваждением, и именно восхити-
тельно прекрасное имя матери - Maxine Quaye -
превратится в название дебютного альбома музы-
канта. Адриана воспитывали многочисленные
Г
1
ГЕНИИ,
ИЗ ГОДА В ГОД
ВЫПУСКАЮЩИЙ
ВЕЛИКИЕ АЛЬБОМЫ?
ИЛИ СУМАСШЕДШИЙ
АСТМАТИК,
ОКОНЧАТЕЛЬНО
УТОНУВШИЙ В ЗВУКОВЫХ
ЭКВИВАЛЕНТАХ СВОЕЙ
ПАРАНОЙИ?
и
ЛЮБИМЫХ
АЛЬБОМОВ
Этот чарт с поправкой на настоящий
момент. Все альбомы, которые я
называю, куплены в последнее время.
1_
Cinematic Orchestra "Remixes 1998-2000" -
джаз-лаундж от Ninja Tune
2_
Kid Loco 'The Departure Lounge"
3_
Amon Tobin "Supermodified"
4_.
Los Chicatillos - последний альбом
5
The London Suede "Sweet Sci-Fi Lullabies"
J
члены семьи, у которых он по очереди жил. В 15
лет ушел из школы, ненавязчиво нарушал закон,
потом вернулся в школу и т.д. - весьма банальная
биография будущей "ghetto superstar".
В 19 лет Трики начинает заниматься музыкой. Он
вливается в разношерстный коллектив ди-джеев-
рэпперов-художников граффити Wild Bunch, уже
зажигавших Бристоль и окрестности своими экле-
ктичными пати, ди-джейские сеты которых вклю-
чали в себя все, от панка и рэгги до хип-хопа и со-
ула. Попав в бурлящий идеями творческий котел,
Трики по-настоящему заболел музыкой и начал
усиленно рэпповать. Через некоторое время с
борта Wild Bunch в одиночное шоу-биз-плавание
пустились разнообразные "крысы" - например,
будущий легендарный продюсер Soul II Soul,
Бьорк и U2 Нелли Хупер. "И тогда их осталось
трое.
..", два настоящих "негритенка" и один бе-
лый, и назвали они себя Massive Attack, и в этот
момент музыка 90-х стала музыкой 90-х.
Действительно, переслушать сейчас первый аль-
бом Massive
"Blue Lines"
- все равно что пощупать
эмбрион поп-пузыки 90-х: отсюда и электробум, и
заоблачный полет г'пЪ, и даб-ренессанс и много
что еще. Трики порэпповал на трех треках альбо-
ма, и, несмотря на трогательную забавность его
утрированно серьезного "прононса", он уже тогда
выдавал чумовые поэтические перлы, которые
станут одной из его трейдмарок: "Трики плохо, и
Адриану
одиноко"
(паранойя
начинается),
"английское молоко, карибский кофе" (объясне-
ние истоков паранойи), или непереводимое "and
on a nine to five lemon / looking for a lime" (= не-
навижу "нормальную" жизнь). Было это 10 лет на-
зад. Несмотря на сенсационный успех
“Blue
Lines",
Трики, естественно, не удовлетворился пе-
репавшей ему "долькой" славы приглашенного
рэппера, да и вообще бристольская сцена стала
его доставать своей местечковой "инцестуально-
стью". Трики ломится в Лондон, где начинает
волчкообразное вращение в полезных кругах.
Однако следующее эпохальное событие в
его жизни происходит в один из визитов в
родной Бристоль. Однажды, прохаживаясь
вдоль забора, Трики положил глаз на мило-
видную 16-летнюю негритя.
.. представи-
тельницу своей расы, которую, как оказа-
лось, зовут Мартина Топли Берд и которая
умела (и хотела) петь. Трики изымает деви-
цу из семейной жизни, отвозит в Лондон, за-
писывает с ней сингл
"Aftermath"
и делает
ее матерью своей дочери. Все это не в мгно-
вение ока, конечно, но и особо не затягивая.
"Aftermath"
выходит в 1993-м и становится
массивным андеграундным дэнс-хитом. В
1994-м выходит второй диск Massive Attack
"Protection",
спродюсированный музыканта-
ми совместно со старинным боевым товари-
щем Нелли Хупером и записанный в его сту-
дии. Трики участвует в двух треках -
"Кагтасота"
и
"Eurochild"
и указан в каче-
стве соавтора и вокалиста. Сей факт по вы-
ходу альбома немало возмутил Трики, утвер-
ждавшего, что он был и сопродюсером этих тре-
ков, что представляется, в общем, сомнительным,
ибо саунд обоих весьма далек от утробного звуча-
ния,
скажем,
последовавшего
год
спустя
"Maxinquaye".
Однако сей безотрадный инцидент
провел финальную черту в творческих и личных
взаимоотношениях Трики и участников Massive
Attack. 3D предсказал Трики крах сольной карье-
ры, тот в ответ представил на
"Maxinquaye"
собст-
венные версии обоих треков
(“Overcome" и “Hell is
'round the Comer”).
И уже в ответ на это Massive
выпустили
на
благотворительном
сборнике
"Help!"
новую версию
"Кагтасота"
под названи-
ем
"Fake the Aroma",
где вокальную партию Трики
исполнил Daddy G. Вот такой музыкальный обмен
пощечинами, господа.
Последнюю, кстати, залепил наш неугомонный ге-
рой, открыв свой четвертый альбом
“Angels with
Dirty Faces"
песней с "говорящим" названием
"Money Greedy",
посвященной все тем же бывшим
подельникам из МА. А пока на дворе год 1995, и
дебютник Трики атакует уши, мозги и кошельки
всего прогрессивного (в основном европейского,
правда) человечества. В том же благословенном
году выходит и первый альбом других выкормы-
шей гнезда "дикой банды", а именно
"Dummy"
Portishead. Вкупе с
“Protection",
альбомом МА,
действительно наиболее близким к тому, что при-
нято называть "трип-хопом", эти пластинки ста-
новятся тремя китами, на которых британская му-
зыкальная пресса соорудила монструозного голе-
ма по имени "трип-хоп". Все три породителя, ес-
тественно, открещиваются от своего детища, как
барон Франкенштейн от своего украшенного
шрамами создания, и больше всех, разумеется,
Трики. И тем не менее, друг Адриан, не без тебя
все происходило.
Хотя формализованная идея трип-хопа (продю-
серские технологии хип-хопа + элементы эмбиен-
та, easy listening и прочих "белых" сти-
лей) ближе тому, что делают Portishead,
©
88
МАЙ 2001
ОМ
предыдущая страница 75 ОМ 2001 05 читать онлайн следующая страница 77 ОМ 2001 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст