кино
ЧЕРЕЗ М И Н Ш
ЕДВА ЗНАКОМЫЕ
ЛЮДИ ПРЕВРАТЯТСЯ
В СТОНУЩЕЕ
"Ч У Д О В И Щ Е
О ДВУХ СПИНАХ",
СОДРОГАЮЩЕЕСЯ В
КОНВУЛЬСИЯХ
"ПОРНОГРАФИ-
ЧЕСКОЙ СВЯЗИ".
ТАК НАЧИНАЕТСЯ
"ИНТИМ"
"ИНТИМ"
(Intimacy)
Франция - Великобритания, 2001. Режиссер - Патрис
Шеро. В ролях: Керри Фокс, Марк Райлэнс.
Под чревовещательное дребезжание голоса вока-
листа Tindersticks камера панорамирует по волоса-
тым ногам спящего мужчины. Кто-то звонит в
дверь. Мужчина просыпается, лихорадочно обла-
чается в первые попавшиеся шмотки и бежит от-
крывать. "Англия", - думаем мы, анализируя от-
крывшуюся взору двухэтажность апартамента.
"Лондон", - уточняет режиссер Патрис Шеро. Че-
рез минуту едва знакомые обитатель квартиры
Джей и звонившая в дверь Клер превратятся в ры-
чащее и стонущее "чудовище о двух спинах", со-
дрогающееся в конвульсиях "порнографической
связи". Так начинается
"И н т и м ",
седьмой полно-
метражный фильм Патриса Шеро, удостоенный в
начале этого года другого "чудовища" - "Золотого
медведя" Берлинского кинофестиваля. Вручение
главного приза Берлинале "Интиму" интерпрети-
ровалось двояко. По одной версии, это был акт ле-
гитимизации на высшем уровне провокационной
тенденции арт-кино последних лет - пресловутого
порнореализма (см. соответствующие эпизоды в
"Р ом ан се", "Ж и зн и И исуса", “П о л е И кс", "Трахни м е-
н я "
и т.д.). По другой, дань уважения несгибаемо-
му индивидуализму Шеро - режиссеру, обладаю-
щему уникальным иммунитетом к каким бы то ни
было стилистическим или конъюнктурным влияни-
ям извне. Как бы то ни было, уже очень давно ни
за кого мы не были так безоговорочно рады, как за
Шеро, наконец-то получившего давно заслужен-
ную возможность забивать гвозди у себя дома по-
золоченной бандурой. Итак, "Интим": рекомендо-
вано к практикованию и просмотру, а потому не-
много об авторе и его последнем творении.
Шеро.
Три вещи, которые мы точно знаем о нем:
Шеро - а) гомосексуалист, б) театральный и
оперный режиссер, и только в) режиссер кино. В
театре он ставил
"Г а м л е т а ",
на оперной сцене -
Вагнера, а в кино дебютировал в 74-м году экра-
низацией Чейза
"П л о т ь о р х и д е и "
с Шарлоттой
Рэмплинг и Бруно Кремером (парочка вновь
встретится четверть века спустя в фильме другого
содомита Франсуа Озона
"П о д п е ск о м ").
Уже тре-
тий фильм Шеро -
“Р а н е н ы й ч е л о в е к "
(1984) -
вышел абсолютным шедевром. Душераздирающая
история страдающего от самого факта своего
пребывания на земле героя Жана-Юга Англада,
одержимого мачо-хастлером Витторио Меццод-
жорно, снята с телесной и эмоциональной обна-
женностью, сравнимыми разве что с фильмами
Жулавского. В 88-м Шеро снимает по чеховским
мотивам
"О т ел ь де Ф р а н с "
с Венсаном Пересом, а
еще через 7 лет - свой самый известный фильм,
"К о р о л е в у М а р го ",
самое "живое" костюмное кино
всех времен и народов. Собрав в красочную мо-
заику всех своих фаворитов - Англада, Переса и
Паскаля Грегори, прибавив к ним заглавную Ад-
жани, Даниеля Отоя и смачных стариков Вирну
Лизи и Жан-Клода Бриали, Шеро снял яростную и
гипертелесную мясорубку нон-стоп, во всех смыс-
лах разрывая неизбежную костюмность сюжета
вневременным беснованием страстей, желаний и
инстинктов. Через 4 года он презентует свой оче-
редной гомосексуальный опус -
"Те, кт о м ен я л ю -
бят , п о ед ут п оезд ом ",
недооцененную ностальги-
ческую драму характеров а-ля Теннесси Уильямс
+ Роберт Олтман.
Есть и д) Шеро еще и актер, правда снимающийся
еще реже, чем снимающий, зато - у Вайды (Дему-
лен в
"Д а н т о н е ")
и Майкла Манна (генерал Монт-
калм в
"П о сл ед н ем из м о ги к а н ").
В 1999-м Шеро
отдал свой голос еще одному великому гомосексу-
алисту - Марселю Прусту в фильме Рауля Руиса
“О б рет ен н ое врем я "
(там он озвучил итальянского
актера, играющего писателя).
"Интим"
Описанная выше сцена - первая "среда" в
истории отношений Джея и Клер. Таких сред будет
еще немало, и они превратятся в терпеливо пред-
вкушаемый еженедельный ритуал: Джей с утра при-
бирается в квартире, звонок в дверь, далее - трах
до потери пульса. И никаких ненужных диалогов.
Но то, что начинается как "абстракция похоти",
вскоре неизбежно врастает в бытовые и биографи-
ческие подробности героев. Клер - бездарная акт-
риса и препод драмкружка, ее муж Энди - ночной
таксист и владелец театрика (грузный Тимоти
Сполл - великолепный характерный актер, см.
"К у-
т ер ьм у"
Майка Ли и
"Б е сп л о д н ы е у си л и я л ю бви "
Брэны). У Джея есть безумный брат, у Клер - не
менее сумасшедшая подружка (легендарная Мари-
анна Фэйтфул - певица, икона 60-х, звезда филь-
мов Кеннета Энгера и Тони Ричардсона, экс-супру-
га Мика Джаггера и первая девушка, сказавшая
слово "fuck" в фильме
"Н и к о гд а не заб уд у его
им я",
1967). В одну из сред Клер не приходит, и
Джей отправляется в сумрачное путешествие в ее
жизнь - знакомится с Энди, смотрит ее спектакль,
пытается превратить анонимный секс в отношения
двух полноценных личностей. Все, что последует
далее, не приведет ни к чему. Последняя среда, по-
следний fuck (у стены, в одежде, как в
"Последнем
т ан го в П а р и ж е"),
и Клер уходит (навсегда?) - на
сей раз под тягучий
"The M o te l"
Дэвида Боуи.
Протагонисты "Интима" гораздо менее имениты,
чем исполнители второстепенных ролей: 40-лет-
ний Марк Райлэнс сыграл всего в 10 фильмах, из
которых самые известные -
"К н и ги П ро сперо "
Гри-
нуэя,
"А н ге л ы и н а се к о м ы е "
Филипа Хааса и
"И н -
ст ит ут Б е н д ж а м е н т а "
, единственный игровой
фильм известных аниматоров братьев Куэй. 35-
летняя новозеландка Керри Фокс памятна по глав-
ным ролям в
"А н гел е за м оим ст ол ом "
Джейн Кэм-
пион и
“Н егл убо ко й м о ги л е "
Дэнни Бойла.
Будучи погружен в чужую реальность - залитый
фирменным голубым вечерним светом холодный
Лондон, Шеро вновь остался самим собой, сняв
фильм о двух человеческих телах в лихорадочном
клубке взаимных притяжений и отторжений.
Intimacy is when someBODY loves someBODY.
NB:
Л учш е всего смот рет ь фильм на Московском МКФ,
славящ ем ся ночны м и спецпоказам и. Самое актуальное
кино - от "С ч а ст ь я " до "П ур пур ной д и в ы " - впервые
появляет ся именно там.
30
ИЮНЬ 2001
ОМ
предыдущая страница 22 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 24 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст