поп
о маркет
артуро
'■ ерес-реверте
С'Гаадандская
л;о.э
ДЖЕЙМС БАЛЛАРД
ХРУСТАЛЬНЫЙ МИР
СПб.: Симпозиум, 2000
Джеймс Баллард, ставший жи-
вым классиком после шедев-
рально-порнографического
~ 1
-
романа "Crash", в молодости
строчил романы-катастрофы.
--------
"Хрустальный
мир"
(1966)
как раз из этой серии. В осно-
ве - целая куча вполне кибер-
панковских идей типа "недав-
нее открытие антиматерии не-
минуемо предполагает суще-
ствование антивремени как
четвертого измерения отрица-
тельного континуума". Не пу-
гайтесь. Туманные идеи рос-
кошно иллюстрируются кри-
сталлизующимися прямо на
глазах тропическими пейзажа-
ми несусветной красоты, спут-
никами Венеры, человечески-
ми трупами с бриллиантовыми
конечностями (вот она, катаст-
рофа). Среди всего этого вели-
колепия мечется (в прямом
смысле слова, ибо Зона посто-
янно перемещается
в про-
странстве) главный герой, ди-
ректор лепрозория по призва-
нию, карикатурный супермен,
озадаченный спасением Все-
ленной. Словом, начать (а,
возможно,
и ограничиться)
стоит приведенными в этой же
книжке рассказами - по край-
ней мере, представления об
авторе не пострадают.
Алена
Баймяшкина
СПб.: Азбука, 2001
Испанец Перес-Реверте - автор романа, по которому сняты "Девятые врата". Фильм по "Фламандской доске" тоже существу-
ет - "Без прикрытия" Джима Макбрайда. Сюжеты Перес-Реверте сочиняет вполне конвертируемые: то дьявол и ключи от врат
ада, то хакер, посылающий Папе пророческое послание, то - как в данном тексте - мистическая связь между убийствами в
XV веке и в конце XX. Сюжеты эти наносятся на некий "культурный" фон - книги, картины, лабиринты, зеркала, шахматы, за-
вораживающую симметрию темного и светлого. Но даже если вы плохо разбираетесь в живописи и имеете самое общее
представление о шахматах, ничего страшного. Искусствоведческий диплом не нужен, чтобы получить удовольствие от чте-
ния романа, где привидения остаются по ту сторону зеркального стекла. Жизнь - это не шахматная доска. Контуры добра и
зла размыты, все может обернуться своей противоположностью, а единственная реальность - смерть.
С в е т л а н а К о сова
АРТУРО ПЕРЕС-РЕВЕРТЕ
ФЛАМАНДСКАЯ ДОСКА
ЕЛИЗАРОВ
НОГТИ
М.: Аб Магдіпет, 2001
"Половая жизнь, развращенность и цинизм в одном поле растут" -
в том же самом поле, на той же самой животворной почве, что и
рассказы (а "Ногти" так, пожалуй, и целая повесть) 27-летнего
харьковского дебютанта Михаила Елизарова. Читающие друзья
восторженно делились впечатлениями: Елизаров, мол, ни много ни
мало лучшее из того, что написано на русском языке за последние
лет этак пять. Мой предварительный скептицизм развеялся в одно-
часье (может, немногим больше времени необходимо, чтобы взах-
леб прочесть 300-страничный томик). Елизаров - действительно
открытие года, настоящая сенсация, умница, ерник, острослов и
просто матерый человечище. Плевать, что люди у него все сплошь
уроды, сюжеты (а они прозрачны далеко не всегда) - то половой
зуд, нижепоясные страдания лирического героя, то городской
фольклор, страшилки про безвозвратный путь в Жопу труда или
еще куда похуже. Прочтете историю про секретаршу, заразившую-
ся сифилисом через чтение "Тихого Дона", шуточное переложение
в прозу песни о корнете Оболенском и поручике Голицыне или
многочисленные коммунально-клозетные макабрические фанта-
зии - и замаячат на горизонте имена г-д Сорокина, Пелевина с
примкнувшим к ним Мамлеевым в нагрузку. Но не поминайте "ад-
ское трио" всуе. Во-первых, сколько можно? не приелись ли еще?
не набили оскомину? (особенно если попенять на соринку в писа-
тельском глазу - вот, мол, Сорокин с Мамлеевым выдали намедни
по явно кризисному роману, а Пелевин ваш и вовсе неизвестно где
пропадает). Во-вторых, если уж искать предтеч, копайте глубже,
глядишь, до Хармса дойдете. В-третьих, Елизаров сам себе автор,
его пиршественный, вкусный слог с другим не перепутаешь. Его
проза фонтанирует, как игристое шампанское (хотя, сдается мне,
лучше подошла бы более физиологичная метафора). Даже живо-
писания юродивых страдальцев у Елизаровы не тягостны - побоч-
ные действия снимаются спасительным смехом. Внутри каждого из
нас прячется свой собственный горбун и гидроцефал. Теперь мы
знаем: не надо их бояться
.Вадим Рутковский
о е © о ©
СИЛЬВИЯ ПЛАТ
ПОД СТЕКЛЯННЫМ КОЛПАКОМ
СПб.: Амфора, 2000
Роман Сильвии Плат известен прежде всего тем, что писательница покончила с
собой, поставив тем самым последнюю точку в своем произведении. Уникальный
опыт задокументированного сумасшествия 19-летней героини описан в равной
степени трогательно и цинично. Закоулки девичьей души выставлены на обозре-
ние с бесстрашной неловкостью Валери Соланас. Разбрасывание нижнего белья
с крыши на ночной Нью-Йорк, различные способы самоубийства, шоковая тера-
пия, припоминание всех экс-бойфрендов и дефлорация случайным незнакомцем
- вот такой вам орбит без сахара под стеклянным колпаком.
Алена Баймяшкина
о о о о ©
о пир
МИХАИЛ
о е © о ©
© О О О ©
50
ИЮНЬ 2001
ом
предыдущая страница 38 ОМ 2001 06 читать онлайн следующая страница 40 ОМ 2001 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст